Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Преподобный Антоний Киево-Печерский, начальник всех русских монахов

Антоний Киево-Печерский (982/983 - 1073), преподобный. Память 7 мая - преставление (Др.-рус., Афон.) [1], 10 июля, 2 сентября - вместе с прп. Феодосием Печерским [2], в Соборах прпп. отцов Киево-Печерских Ближних пещер, Афонских преподобных, Преподобных русских Святогорцев, Винницких, Киевских и Черниговских святых.

В миру Антипа, родился в 983 году [3] недалеко от Чернигова, в местечке Любече. С юных лет имея страх Божий, он желал облечься в иноческий образ. Придя в возраст, он отправился странствовать и, достигнув Афона, возгорелся желанием подражать подвигам его святых насельников. Он принял постриг с именем Антоний и будучи юным иноком во всем благоугождал Богу и, подвизаясь на пути добродетели, особенно преуспевал в покорности и послушании, так что все монахи радовались, глядя на его святую жизнь.

Вопрос о том где именно подвизался прп. Антоний Печерский на Афоне остается открытым. Ряд исследователей ставят под сомнение распространенные с середины XIX века гипотезы о существовании пещер преподобного Антония Печерского как возле Великой Лавры святого Афанасия так и Эсфигменского монастыря. На Афоне среди русских монахов существует более давнее предание о том, что будущий отец русского монашества изначально подвизался на Святой Горе не в греческом, а в русском монастыре Успения Богородицы ("Панагия Ксилургу", или "Древодел") [4]

Прозирая в Антонии великого будущего подвижника, игумен, по внушению от Бога, отправил его на родину, сказав: "Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы, от тебя произойдет множество иноков".

Вернувшись на Русь, Антоний начал обходить монастыри на Киевщине, но нигде не нашел такой строгой жизни, к которой он привык на Афоне.

По смотрению Божию, на одном из холмов Киевских, на крутом берегу Днепра, напоминавшем ему любимый Афон, в лесу, близ села Берестово, он увидел пещеру, выкопанную священником Иларионом [5]. Он стал подвизаться там в молитве, посте, бдении и труде, вкушая через день немного пищи, иногда не ел по неделе. Люди начали приходить к подвижнику за благословением, советом, а иные решались навсегда остаться со святым. В числе первых учеников преподобного Антония был святой Никон Печерский, который в 1032 году постриг пришедшего в обитель преподобного Феодосия Печерского.

Святой Антоний принимал с любовью стремившихся к иночеству. После наставлений, как должно следовать за Христом, он повелевал блаженному Никону постригать желающих. Когда около Преподобного собралось 12 человек братии, общими усилиями была выкопана большая пещера и в ней устроена церковь и келлии для иноков. Святой Антоний, поставив над братией игуменом блаженного Варлаама, сам удалился из обители и, выкопав себе новую пещеру, затворился в ней. Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Впоследствии над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери.

Волею князя Изяслава игумен Варлаам удалился в Димитриевский монастырь. Благословением преподобного Антония и с общего согласия братии, на игуменство был избран кроткий и смиренный Феодосий. К тому времени число братии уже достигло ста человек. Великий киевский князь Изяслав († 1078) подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и келлии, а вокруг поставлен частокол. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом, летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси.

За святую жизнь Бог прославил преподобного Антония даром прозрения и чудотворений. Особенно это проявилось при построении им великой Печерской церкви. Сама Пресвятая Богородица предстала ему и преподобному Феодосию во Влахернском храме, куда они чудесно явились, были восхищены, не отлучаясь от Печерского монастыря. Получив от Матери Божией золото, святые наняли мастеров-каменщиков, которые, по повелению Царицы Небесной, пошли в Русскую землю для построения храма в Печерской обители. При этом явлении Матерь Божия предсказала близкую смерть преподобного Антония, которая последовала на 90-м году его жизни 7 мая 1073 года [6]. Общецерковно канонизирован в 1133 году [7].

До наших дней сохранилось несколько преданий о его погребении. Немец Эрих Лясота, посетивший Киев в 1594 г., записал рассказ инока, водившего его по пещерам. Из этого рассказа известно, что, провидя приближение своей кончины, преподобный Антоний простился с братией и удалился в пещеру, в которой сам выкопал себе место погребения. Наставник печерских монахов запретил братии следовать за ним. А когда он несколько отдалился, внезапно за ним обвалилась земля. Иноки хотели откопать останки преподобного, но тут из-под земли вырвалось пламя и отогнало их. Они решили отойти влево и копать там, но на них обрушился поток воды. Следы огня и воды за иконой преподобного Антония, стоящей на том месте, где обвалилась земля, видны и сегодня.

В годы советской власти предпринимались попытки обнаружить мощи основателей Киево-Печерской Лавры, но так как они не были официальными, то подтвердить документально результаты этих поисков не представляется возможным. Существует современное устное предание о том, что археологам, пытавшимся раскопать предполагаемое место погребения преподобного Антония помешали огненные искры, которые начали появляться во время раскопок. Так или иначе, но Господь не открывает нам мощи двух великих Своих угодников, Антония и Феодосия.

1 апреля 2015 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви его имя внесено в новообразованный Собор Винницких святых [8].
_________________
[1] "Преставление преподобного Антония Печерского", Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, в 2-х тт., М.: Сибирская благозвонница, 2011, т. 1, с. 663-655, сноска 1: "В минее Макария под 7 число мая «слово о св. Антонии Печерстем». Служба ему на 7 мая (у Царского No 563). В святцах старинных (Синодальн. Апостола XVI в. по опис. Синод. р. 1, 339 и устава XII в. у Толстого, I, No 100) память о прп. Антонии также под 7 мая; а под 10 июля в уставе замечено: «соборная церкви св. Антонию не празднуют». Последняя заметка дает видеть, что в то время лавра уже праздновала прп. Антонию 7 мая. О древнем праздновании св. Антонию, кроме Симона и Поликарпа, неизвестный в сборнике XV в. (Востоков А. Описание рукописей Румянцевского музеума. № 406)". См. также: Андроник (Трубачев), игум., сост., "Святая Русь. Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (IX-сер. XIII в.)", в кн.: Макарий (Булгаков), митр., История русской церкви, т. 3, приложение, http://coollib.com/b/109423/read#t25; Сергий (Спасский), архиеп., Полный месяцеслов Востока, т. II, http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo...2_1. Эта память сохранилась (наряду с 10 июля) у старообрядцев (см. календарь на официальном сайте Русской Православной Старообрядческой Церкви, http://rpsc.ru/calendar/2014-05-20/) и (также наряду с 10 июля) в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне: Аѳонскій Церковный Календарь 2017, Святая Гора Аѳонъ: Изданіе Русскаго на Аѳонѣ Свято-Пантелеимонова монастыря, 2017, с. 72.

[2] Эта память отсутствует в официальном календаре Украинской Православной Церкви. По объяснению уставщика Киево-Печерской Лавры, архим. Поликарпа (Линенко), эта память была в 1983 году самовольно помещена редакторами в Церковный календарь Издательства Московской Патриархии. В календарь память попала из Минеи 1978 года издания, где под 2 сентября помещена дореволюционная "Служба преподобным отцем Антонию и Феодосию Печерским", не имевшая, по-видимому, богослужебного употребления. По словам архим. Поликарпа, нет никаких исторических оснований для этой даты и "никаких благословений ни соборных, ни первосвятительских". См. "Комментарий уставщика Киево-Печерской Лавры по поводу «Службы преподобным отцем Антонию и Феодосию Печерским»" на официальном сайте Киево-Печерской Лавры, http://lavra.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=44...105 (недейств.), зеркала: http://pravoslavye.org.ua/2016/09/%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2-%...BE/ и http://pravlife.org/content/ustavshchik-lavry-den-pamyati-pr...ogo.

[3] По Брокгаузу - в 982 году.

[4] Сергей Шмель, Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон. Об афонских корнях русского монашества, Портал Православие.RU: http://www.pravoslavie.ru/put/72420.htm
[5] впоследствии святой Митрополит Киевский

[6] По Брокгаузу - 10 июля.

[7] Гладышева И С., Колыбель русского иночества, Разорения и возрождение, сайт Саратовского Троицкого собора, - http://www.trsobor.ru/listok.php?id=281.

[8] "Журнал № 15", Журнали Священного Синоду Української Православної Церкви від 1 квітня 2015 року, офіцийній сайт Українскої Православної Церкви, http://news.church.ua/zhurnali-zasidannya-svyashhennogo-sino...ku/

Источник: http://drevo-info.ru/articles/6413.html

 ←  Святитель Феодор Едесский, епископ

Священномученик Петр (Зефиров), пресвитер  →