Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Преподобный Феодосий Киево-Печерский, игумен

Феодосий Киево-Печерский (ок. 1036 - 1074), игумен, преподобный, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества на Руси. Память 3 мая, 14 августа - перенесение мощей в 1091 году, 2 сентября [1], в Соборах всех прпп. отцов Киево-Печерских, прпп. отцев Дальних Пещер, а также Киевских и Курских святых.

Родился в Василеве (ныне город Васильков под Киевом) и происходил из родовитой семьи. Ни мирское имя, ни год рождения неизвестны; последнее приблизительно относят к 1036 году.

Юные годы св. Феодосия протекли в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители: отец был одним из княжеских тиунов у курского посадника. Достигнув 7-ми летнего возраста, он стал учиться грамоте, а потом его определили в училище, где он пробыл до 13 лет. Познакомившись из книг и рассказов с жизнью великих подвижников монашества, Феодосий принял твердое намерение подражать им. 14-ти лет он лишился отца, и это так подействовало на него, что он решился приступить к исполнению своей заветной мечты — отречься от мира. Противодействие аскетическим наклонностям юноши шло со стороны матери: она очень любила своего сына, но не сочувствовала его стремлениям к подвижнической жизни и всеми мерами старалась отклонить его от этого.

Феодосий решился оставить дом матери и, увлеченный рассказами странников о св. местах Палестины, ушел с ними из дома. Попытка пройти со странниками в Иерусалим была неудачна: настигнутый матерью, он, избитый и связанный, был возвращен домой; чтобы он опять не бежал, мать одела ему на ноги оковы и сняла их только тогда, когда он дал слово не бегать из дома. Но эти притеснения только усиливали аскетические стремления юноши. Тайно от матери Феодосий начал носить вериги, но она заметила это и сорвала с него цепи. Феодосий бежал в Киев, где был принят преподобным Антонием и пострижен. Тогда же и дано было ему имя Феодосий; это случилось около 1056—1057 гг. Выcoкиe духовные подвиги преп. Феодосия настолько выдвинули его из ряда других братий, что, по удалении игумена Варлаама, Антоний назначил игуменом Феодосия, несмотря на то, что ему было не более 26 лет.

С самого же начала своего игуменства он принялся за устроение монастыря. Число братий с 20 человек возросло до 100, и вследствие этого явилась необходимость введения строго определенного устава. По просьбе Феодосия ему был прислан из Царьграда список устава Студийского монастыря, который и был положен в основание жизни в Печерской обители. Устав предписывал полное и строжайшее общинножитие; иноки должны были довольствоваться общей трапезой и иметь одинаковую одежду; все имущество у братии должно быть общее; время проводилось в непрестанных трудах. Феодосий к себе был строже, чем к другим; помимо общего подвига, он подвергал себя крайне аскетическим испытаниям и упражнениям воли. Еще юношей он стал носить вериги.

Бояре и князья были особенно расположены к преподобному. Влияние преп. Феодосия на них было очень благотворно. Время монашества Феодосия совпало с тяжелым и смутным периодом в отношениях между князьями. Междоусобия были во всем разгаре. Феодосий пользовался уважением вел. кн. Изяслава, который любил благочестивую беседу с преподобным. Феодосий не оставался пассивным зрителем отнятия Святославом киевского стола у его старшего брата Изяслава и изгнания последнего. Феодосий выступает против насилия с целым рядом обличений; писал также обличительные "эпистолии" к Святославу. Заботясь о внутреннем устройстве своего монастыря, Феодосий много сделал и для внешнего его благоустроения. Чрез 11 или 12 лет игуменства Феодосия, вследствие умножения братии и скудости прежних монастырских зданий, решился построить новый, обширнейший монастырь. Место для него было выбрано близ второй пещеры преп. Антония. На этом месте заложена была великая каменная церковь (1073).

3 мая 1074 г. преподобный Феодосий скончался. Погребен был в той пещере, в которой, под руководством Антония, начал свои подвиги.

Открытие мощей преп. Феодосия последовало в 1091 г. В 1089 г. церковь, заложенная преп. Феодосием, была освящена, и к ней переведен был монастырь; прежний пещерный монастырь сделался теперь усыпальницей для погребения умерших. Основанная преп. Антонием и устроенная преп. Феодосием Киево-Печерская лавра сделалась образцом для всех других обителей.

Творения

Преп. Феодосий оставил пять поучений к печерским инокам в полном виде (первое и второе — о терпении и любви, третье — о терпении и милостыне, четвертое — о смирении, пятое — о хождении к церкви и о молитве), одно к келарю, четыре отрывка поучений к инокам и мирянам, два поучения к народу "о казнях Божиих" и "тропарных чашах", два послания к вел. князю Изяславу ["о вере крестьянской и о латыньской" и "заклании животных в воскресенье (неделю) и о посте в среду и пятницу"] и две молитвы (одна — "за вся христианы", другая — написанная по просьбе варяжского князя Шимона, так называемая разрешительная молитва).

Из поучений к инокам мы узнаем темные стороны тогдашней монастырской жизни, о которых не говорят ни Нестор Летописец, ни печерский Патерик, занимавшиеся исключительно прославлением знаменитой лавры. Феодосий обличает иноков за леность к богослужению, несоблюдение правил воздержания, собирание имения в келии, недовольство общей одеждой и пищей, ропот на игумена за то, что он на монастырские средства содержал странных и бедных.

Два поучения прп. Феодосия обращены ко всему народу: одно "о казнях Божиих" за грехи, замечательно изображением остатков языческих поверий в народе и господствующих пороков времени, грабежей, своекорыстия, мздоимства и пьянства; другое направлено против пьянства.

Два послания к великому князю Изяславу отвечают на современные вопросы: вопрос о посте в среду и пяток решается согласно Студийскому уставу; в послании о вере варяжской или латинской исчисляются отступления от православия и обычаи латинян, запрещается всякое с ними общение в пище, питье и браках.

В историческом отношении поучения прп. Феодосия имеют большое значение для характеристики нравов того времени. Литературные произведения Феодосия Печерского сделались известными не особенно давно; подлинность некоторых поучений его подлежит сильному сомнению; так напр., новейшие научные исследования считают два поучения - "о казнях божиих" и "о тропарных чашах" - не принадлежащими прп. Феодосию.
___________________
[1] Эта память отсутствует в официальном календаре Украинской Православной Церкви. По объяснению уставщика Киево-Печерской Лавры, архим. Поликарпа (Линенко), эта память была в 1983 году самовольно помещена редакторами в Церковный календарь Издательства Московской Патриархии. В календарь память попала из Минеи 1978 года издания, где под 2 сентября помещена дореволюционная "Служба преподобным отцем Антонию и Феодосию Печерским", ранее не имевшая, по-видимому, богослужебного употребления. По словам архим. Поликарпа, нет никаких исторических оснований для этой даты и "никаких благословений ни соборных, ни первосвятительских". См. "Комментарий уставщика Киево-Печерской Лавры по поводу «Службы преподобным отцем Антонию и Феодосию Печерским»" на официальном сайте Киево-Печерской Лавры, http://lavra.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=44...105.

Источник: http://drevo-info.ru/articles/6948.html#1

 ←  Святитель Иоанн IV Константинопольский, патриарх

Святые мученики 3628 в Никомидии  →