Мученики Евсевий, Нестав и Зинон Газские
Евсевий, Нестав и Зинон (греч. Ευj σέβιος, Νεστάβος, Ζήνων, + 361-362), братья, мученики Газские. Память 21 сентября (греч.).
Церковный историк Созомен сообщает [1], что во время гонения императора Юлиана Отступника (361-363) братья-христиане Евсевий, Нестав и Зинон в Газе (Палестина) сначала были брошены в темницу и подвергнуты побоям, а затем растерзаны толпой язычников, обвинивших их в том, что они «пользовались обстоятельствами прошедшего времени для истребления и оскорбления язычества» (в правление императора-христианина Констанция II, при котором имперское правительство, формально заявляя о своей терпимости к язычеству, под различными предлогами закрывало языческие святилища). Мучеников умертвили «жесточайшим образом»: их били палками и камнями, «женщины, выходя из-за станков, кололи их веретенами, а харчевники на площади то схватывали с очагов котлы горячей воды и выливали ее на мучеников, то пронзали их вертелами».
Тела мучеников сожгли за городом в том месте, где обычно сжигали трупы павших животных, и перемешали их кости с останками верблюдов и ослов. Однако по Божественному откровению останки мучеников были найдены некой христианкой, проезжавшей в то время через Газу, и переданы их родственнику, которого также звали Зиноном. Во время расправы над мучениками он бежал в соседний г. Антедону, где также претерпел побои от язычников.
При имп. Феодосии I Великом (379-395) Зинон стал епископом Газы (более вероятно, Маюмы Газской - газского порта [2]), воздвиг за городом молитвенный дом, в котором поместил мощи мучеников вместе с останками исповедника Нестора, который при жизни был другом Евсевия, Нестава и Зинона. Схваченный толпой вместе с братьями-мучениками, Нестор претерпел жестокие побои, но язычники, увидев его красивое лицо, сжалились и бросили его полуживого за городскими воротами. Он скончался в доме Зинона, несмотря на все усилия вылечить его.
Юлиан Отступник, осудивший в послании к александрийцам убийство язычниками Александрийского еп. Георгия Каппадокийца (24 декабря 361), в послании к жителям Газы даже не упомянул о происшедшем событии. Более того, император сместил тогдашнего правителя провинции Палестина Первая за то, что последний, поступив по закону, взял под стражу некоторых зачинщиков расправы над Газскими мучениками.
В византийских синаксарях память мучеников Евсевия, Нестава и Зинона и исповедника Нестора со сказанием, основанным на известии Созомена, помещается под 20, 21 или 22 сентября. При этом в ряде случаев вместе с Газскими святыми упоминается мч. Вусирис [3], о кончине которого при Юлиане Отступнике в Анкире Галатийской также повествует Созомен [4].
Память Газских мучеников была внесена в стишные синаксари и печатные греч. минеи под 21 сентября и впоследствии под этим числом была включена в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и совр. календари Греческих Церквей.
Память мучеников Газских не отражена в древних и средневековых (каролингских) мартирологах. Кардинал Цезарь Бароний внес их имена в Римский Мартиролог на основании сведений из синаксарей при греч. печатных Минеях, однако произвольно поместил их память под 8 сентября.
___________
[1] Sozom. Hist. eccl. V 9
[2] ср.: Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 1027
[3] SynCP. Col. 66
[4] Sozom. Hist. eccl. V 11. 5
Источник: http://drevo-info.ru/articles/25578.html