Священномученик Киприан Антиохийский, епископ
Киприан Антиохийский (+ 268/304/307 [1]), епископ, священномученик. Память 2 октября.
По преданию, уроженец Карфагена. Родителями он еще в детстве посвящен был на служение языческому богу Аполлону. Семи лет он был отдан для обучения чародеям. По достижении десятилетнего возраста он был послан родителями для приготовления к жреческому служению в центр эллинского язычества - на гору Олимп. Здесь он преуспевал в постижении бесовского колдовства. Видел он и полчища бесов с князем тьмы во главе, видел многообразных языческих божеств и различных призраков. Для призвания призраков он выдерживал сорокадневные посты, вкушая только дубовые желуди и то лишь после заката.
После достижения пятнадцатилетия он стал слушать уроки семи великих жрецов, от которых увидал многие бесовские тайны.
Затем он отправился пошел в город Аргос, где, послужив некоторое время богине Гере, научился многим обольщениям у жреца ее. Пожил он и в Таврополе, служа Артемиде, а оттуда пошел в Лакедемон, где и научился разными волхвованиями и навождением вызывать мертвецов из могил и заставлять их говорить.
Двадцати лет от роду Киприан пришел в Египет и в городе Мемфисе обучался еще большим чародействам и волшебствам. На тридцатом году он пошел к халдеям и, научившись там звездочетству, закончил свое учение, после чего, став уже достаточно знаменитым, поселился в Антиохии (Финикийской или Писидийской).
Здесь многие обращались к Кипрану в своих нуждах, и он помогал им бесовской силой. Однажды к нему за помощью обратился юноша Аглаид, безуспешно домогавшийся праведной христианки Иустины. Жрец обещал приворожить святую деву. Киприан три раза посылал нечистых духов соблазнить Иустину. Они внушали ей дурные мысли, разжигали в ней плотскую страсть, искушали льстивыми и лукавыми речами, но Иустина побеждала их постом, молитвой и крестным знамением. Тогда Киприан, желая отомстить Иустине за свой позор, наслал мор и язвы на дом Иустины и на весь город. Она же усердно молилась, и бесовское наваждение прекратилось.
После такой перемены люди стали прославлять Христа, а Киприан, убедившись таким образом в действительной силе Господа, отрекся от прежних дел и обратился в Христианство. Он взял все свои чародейские книги и пошел к христианскому епископу Анфиму. Упав к его ногам, Киприан умолял оказать ему милость и совершить над ним святое крещение. Со слезами исповедал он всё епископу и отдал ему свои книги на сожжение. Видя его смирение, епископ научил его и наставил святой вере, а затем повелел ему готовиться к крещению; книги же его сжег пред всеми верующими гражданами.
Удалившись от епископа с сокрушенным сердцем, Киприан плакал о грехах своих, посыпал пеплом голову и искренно каялся, взывая к истинному Богу об очищении своих беззаконий. Пришедши на другой день в церковь, он слушал слово Божие с радостным умилением, стоя среди верующих. Когда же диакон повелел оглашенным выйти вон, возглашая: "eлицы оглашеннии, изыдите" – и некоторые уже выходили, Киприан не хотел выйти, говоря дьякону:
Я – раб Христов; не изгоняй меня отсюда.
Дьякон же сказал:
Так как над тобой еще не совершено святое крещение, то ты должен выйти из храма.
На что Киприан ответил:
Жив Христос, Бог мой, избавивший меня от дьявола, сохранивший девицу Иустину чистою и помиловавший меня; не изгонишь меня из церкви, пока я не стану совершенным христианином.
Дьякон сказал о сем епископу, а епископ, видя усердие Киприана и преданность к Христовой вере, призвал его к себе и немедленно крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Узнав о сем, святая Иустина возблагодарила Бога, раздала много милостыни нищим и сделала в церковь приношение. Киприана же на восьмой день епископ поставил во чтеца, на двадцатый во иподиакона, на тридцатый в диакона, а чрез год рукоположил в иереи. Киприан полностью изменил свою жизнь, с каждым днем увеличивал свои подвиги и, постоянно оплакивая прежние злые деяния, совершенствовался в добродетелях. Скоро он был поставлен епископом и в этом сане проводил такую святую жизнь, что сравнялся со многими великими святыми; при сем он ревностно заботился о вверенном ему Христовом стаде. Святую Иустину девицу он поставил диакониссою, а затем поручил ей девичий монастырь, сделав ее игуменьей над другими девицами христианскими. Своим поведением и наставлением он обратил многих язычников и приобрел их для Церкви Христовой, так что идолослужение в тех местах стало сходить на нет.
По доносу святые Киприан и Иустина были схвачены по повелению местного правителя Евтолмия и посажены в темницу. Затем, отправившись в Дамаск, Евтолмий взял их с собой для суда. На суде они исповедали свою веру и отказались отрекаться, за что святой Киприан был подвешен и тело его было стругано, а святую Иустину били по устам и очам. Они вновь отказались отречься и были брошены в котёл, что, однако, не причинило им вреда. В то же время некий жрец идольский по имени Афанасий также бросился к огню "во имя Асклипия", но тотчас же умер от огня.
Испугавшись, правитель отправил обоих в Никомидию, где правил Клавдий, который и осудил их на усечение мечом. Покуда святой Киприан молился, по его просьбе первой была усечена святая Иустина, а затем - и он сам. Вслед за ними был усечён и Феоктист, уверовавший во время казни.
Так они предали свои души в руки Божии; тела же их лежали шесть дней непогребенными. Некоторые из бывших там странников тайно взяли их и отвезли в Рим, где и отдали одной добродетельной и святой женщине по имени Руфине, родственнице кесаря Клавдия. Та похоронила с честью тела святых. При гробах же их происходили многие исцеления тех, кто прибегал к ним с верой.
Молитвы
Тропарь, глас 4
И нравом причастник, / и престолом наместник апостолом быв, / деяние обрел еси, Богодухновенне, / в видения восход: / сего ради слово истины исправляя, / и веры ради пострадал еси даже до крове, / священномучениче Киприане, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 1
От художества волшебнаго обратився, Богомудре, / к познанию Божественному, / показался еси миру врач мудрейший, / исцеления даруя чествующим тя, Киприане со Иустиною; / с неюже молися Человеколюбцу Владыце / спасти души наша.
___________
[1] Крайние даты со страницы христианского портала My studies, http://mystudies.narod.ru/name/others/martyrs/cyprian.htm. 304 год - по Германовскому календарю за 2009 год, Настольной книге священнослужителя, т. 2 (М., 1978, с. 151) и "зелёной" Минее-Октябрь, с. 941: http://korolev.msk.ru/minea/oct/oct941.html ). http://days.pravoslavie.ru/Life/life6666.htm говорит что святые Киприан и Иустина были схвачены во время диоклетиановых гонений.
Источник: http://drevo-info.ru/articles/11545.html
← Преподобномученик Михаил Зовийский (Севастийский)
Блаженный Андрей Цареградский (Константинопольский), Христа ради юродивый →