Преподобный Феофан Сигрианский, Летописец, исповедник
Родился в 760 г. в Константинополе в благочестивой семье. Вопреки желанию вступив в брак, он по согласию с супругой проводил целомудренную жизнь, раздавая щедрые милости неимущим и готовясь к иноческой жизни.
Однажды, путешествуя с супругой по Сигрианской области, св. Феофан так умилился красотой одной долины, что, воздев к небу руки, усердно молился Господу о давно желаемой пустыннической жизни. Во сне святому явился Ангел Божий, возвестивший ему о скором исполнении его благочестивого намерения.
По прошествии некоторого времени святые супруги, раздав все имение нищим и отпустив рабов на волю, приняли монашество. Впоследствии преподобный Феофан основал на острове Калонимос монастырь, где, затворившись в келлии, занимался переписыванием книг, достигнув в этом деле большого искусства. Через некоторое время он устроил еще одну обитель в Сигрианских горах, в 30 верстах от Кизика, назвав ее Мегагрит (Великое село). Пробыв в ней игуменом 27 лет, святой был примером для братии во всех добродетелях: в трудолюбии, молитве, терпении, смирении, нестяжательности, посте. За свою благочестивую и подвижническую жизнь преподобный Феофан был прославлен от Бога многими дарами. Он исцелял тяжелобольных, изгонял нечистых духов, владычествовал над стихиями природы, имел дар прозрения и пророчества.
Преподобный Феофан, игумен Великого села в Сигриане, присутствовал на VII Вселенском Соборе в Никее в 787 г. Утверждая на этом Соборе истинное правоверие, святой показал себя как образец истинного нестяжания и смирения, приехав туда на плохом осле и в заплатанном рубище.
С воцарением нечестивого императора Льва Армянина, как ревностный иконопочитатель, преподобный Феофан претерпел двухлетнее темничное заключение, где был жестоко побиваем, томим жаждой и голодом. Затем он был сослан на Самофракийский остров в Эгейском море, где, прожив всего 23 дня, преставился ко Господу. Мученическая кончина его последовала в 818 г. Мощи святого были прославлены многими чудесами.
Святой Феофан оставил после себя «Хронографию», в которой описал историю Христианской Церкви с 285 до 813 гг. (закончив труд, начатый его другом Георгием Синкеллом, который довел свою хронику от сотворения мира до 285 г.).