Преподобномученик Евфросин Синеозерский (Синозерский), Новгородский
Евфросин Синозерский (Синезерский, Синеезерский [1]) (+ 1612), монах, основатель Благовещенской (Троицкой) пустыни на берегу Синичьего озера, преподобномученик. Память 20 марта, в Соборах Валаамских, Карельских и Новгородских святых.
В миру Ефрем Семенович, родился в Карелии, близ Ладожского озера. В юные годы он жил при Валаамском монастыре. В 1578 году обитель была захвачена и разграблена шведами, вероятно, с этим связано переселение Ефрема в Новгород Великий, где он прожил длительное время.
Затем святой ушел в одну из Новгородских областей – в Бежецкую пятину. Он стал причетником Георгиевского храма села Долосском в 20 верстах от города Устюжны.
"Вся в дому своем добре устроив", Ефрем ушел в Тихвинский Большой Успенский монастырь, где принял монашеский постриг с именем Евфросин.
Отшельническая жизнь и основание Синозерской пустыни
Тяготясь многолюдством обители, Евфросин испросил благословение настоятеля на отшельническую жизнь и поселился в лесу у Гвозденского ручья, в трех километрах от реки Чагодощи. Впоследствие это место получило название Старая пустынь или Пустынька. Здесь святой поставил крест, выкопал пещеру, колодец и пруд (позднее называвшийся "Вещей лужей" в память о совершавшихся здесь исцелениях по молитвам к преподобному). В течение двух лет святой, не имея хлеба, питался только мхом и грибами.
Со временем в Старой пустыни собралось много насельников, и Евфросин был вынужден основать монастырь на восточном берегу Синичьего озере, неподалеку от Старой пустыни.
Согласно грамоте царя Михаила Феодоровича Синозерской пустыни от 22 февраля 1636 года, дошедшей в списке XIX века, Евросин создал новую пустынь вместе с прп. Гурием Шалочским в 7100 (1592) году: "Поселилися в ту пустыню у Синичья озера, на нашей порожней земле, на диком лесу, на речке на Чагодоще пустынники старцы Гурей да Ефросин от манастыря, и от церкве, и от людей во все стороны далеко" [2]. Согласно Житию, Евфросин переселился в новую пустынь в 7108 (1599/1600) году. Эту дату следует признать ошибочной, потому что она противоречит другим источникам и внутренней хронологии Жития.
"В третие лето по пришествии" прп. Евфросина в новой пустыни была поставлена деревянная Благовещенская церковь, которую освятил "священноинок Гурий, игумен Шалоцкого монастыря". Согласно грамоте Михаила Феодоровича 1636 года, Благовещенский храм был построен "по благословению... святейшаго Иева патриарха... освящен тот храм во 103-м [1595] году" [3]. В Житии сообщается, что после построения церкви до 7113 (1604/05) году прошла "десятерица лет со единем", что подтверждает информацию грамоты о возведении храма в 7103 году.
Из смирения св. Евфросин не принимал священный сан, оставаясь простым монахом. Синозерская пустынь при нем не имела земельных владений или других источников дохода.
Кончина и почитание
В 1612 году, когда польские отряды грабили Россию, в его пустыни спасалось от разбоя множество людей.
Однажды преподобный Евфросин предсказал, что поляки идут в пустынь, и советовал всем бежать. Многие не поверили ему. "Почему же ты не уходишь от этого святого места?" – спрашивали они. Старец отвечал: "Я пришел сюда умереть ради Христа". Кто послушался святого и ушел из обители, спаслись, а те, кто остались, все погибли жестокой смертью.
Среди насельников обители был и инок Иона. Устрашенный прозрением преподобного Евфросина, он хотел бежать вместе с прочими. Но преподобный Евфросин удержал его, воспламенив в иноке ревность к дому Божию и готовность пребывать в обители до смерти.
"Брат Иона, – говорил преподобный, – зачем допускать в душу страх малодушия? Когда настает брань, тогда-то и нужно показать мужество. Мы дали обет жить и умереть в пустыни. Надо быть верным слову, данному пред Господом. В таком случае смерть вводит в покой. Другое дело – мирские люди: они не связаны словом, и им нужно беречь себя для детей". После этого святой облекся в схиму и всю ночь провел в молитве.
На следующий день, 20 марта 1612 года, на обитель напали поляки. Преподобный в схимническом одеянии вышел из кельи и стал у водруженного им креста. Враги бросились к нему: "Старец, отдай нам имение монастыря". "Все имение этого монастыря и мое в церкви Пречистой Богородицы", – ответил преподобный, разумея то некрадомое богатство, которое для верующих сокрыто в Боге. Не понявшие его захватчики бросились к храму, а один из них вынул меч и ударил преподобного Евфросина в шею. Шея была перерублена до половины, и святой старец пал на землю мертвым. Когда поляки, озлобленные тем, что ничего не нашли в церкви, вернулись, убийца преподобного, не довольствуясь тем, что святой был уже бездыханен, пробил ему голову боевым топором. Погиб и инок Иона [4].
Вместе с преподобным в обители остался также один благочестивый крестьянин, Иоанн Сума. Когда ворвались враги, он находился в келье преподобного. Несмотря на тяжелые раны, полученные от иноземных захватчиков, Иоанн остался жив. По уходе поляков он пришел в себя и рассказал вернувшемуся сыну о том, что произошло. От них и узнали окрестные жители о разгроме обители и страдальческой кончине преподобного Евфросина. Тело преподобного было с честью погребено 28 марта. В тот же день погребли инока Иону и всех, кто погиб от меча.
Синозерская пустынь была возобновлена в 1619 году. В 1630 году на прежнем месте началось строительство нового Благовещенского храма, освященного в 1633 году, позднее он был надстроен, верхний престол в 1647 году освящен во имя Св. Троицы, после чего обитель стала именоваться Троицкой.
25 августа 1653 года мощи прп. Евфросина, обретенные нетленными, по благословению Новгородского митр. Макария были перенесены и положены под новой колокольней Благовещенской церкви на юго-восточной стороне под спудом. Над ними было устроено надгробие с резным образом преподобного в рост.
К середине XVII века были составлены два тропаря и кондак прп. Евфросину, помещенные в конце Жития святого, в тропаре отмечается нетленность мощей преподобномученика. Имя преподобного встречается в рукописных святцах [5], внесено в «Описание о российских святых» [6], Евфросин Синозерский назван "начальником обители святаго апостола Иоанна Богослова" (церковь во имя ап. Иоанна Богослова была возведена в пустыни в 1682 году).
В 1799 году над местом погребения прп. Евфросина была устроена новая рака с клеймами, на которых изображалось убиение святого. Через отверстие в надгробии можно было видеть гроб святого, вместо крышки засыпанный песком, который считался чудодейственным (отверстие было заколочено по распоряжению свящ. Г. Яковцевского ок. 1900). В 1913 году, после канонизации прп. Евфросина, для мощей святого была устроена новая бронзовая рака, стоявшая в часовне под колокольней.
Богослужение в Троицко-Благовещенской церкви совершалось до 1933 года. В том же году, после закрытия храма, рака с мощами прп. Евфросина поступила в Устюженский краеведческий музей. В 1936 году мощи были вскрыты, некоторое время выставлялись в антирелигиозной экспозиции музея, затем хранились в фондах, в 1954 году рака 1913 года была сдана в металлолом. 14 июня 1991 года мощи прп. Евфросина были переданы Русской Церкви, ныне почивают в приделе во имя сщмч. Антипы в Казанской церкви Устюжны в раке 1799 года.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
От ю́ности твоея́ впери́в у́м тво́й к Бо́гу,/ блаже́нне Бвфросйи́не,/ ми́ра же отве́ргся,/ всели́лся еси́ в пусты́ню непроходи́мую,/ и та́мо, от Го́спода укрепля́емь,/ в моли́твах и поще́ниих до́блественне пожи́л еси́,/ и жи́знь твою́ страда́льчески/ убие́нием от сыно́в противле́ния сконча́л еси́,/ сего́ ра́ди со преподо́бными и му́ченики венча́лся еси́,/ с ни́миже и ны́не предстои́ши Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы./ Сию́ моли́, мо́лим тя́,/ оставле́ние пода́ти согреше́ний на́ших// и дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.
Ин тропарь, глас 1
От ю́ности впери́в у́м сво́й к Бо́гу,/ блаже́нне Евфроси́не,/ и бе́гая суеты́ ми́ра сего́,/ дости́гл еси́ в пусты́ню непроходи́мую,/ иде́же Бо́гу, тя́ укрепля́ющу,/ а́нгельское житие́ стяжа́в,/ порабо́тал еси́ дово́льно Влады́це своему́ Христу́/ в поще́нии, и в моли́твах, и во всено́щных бде́ниях/ и сподо́бился еси́ да́ра Ду́ха Пресвята́го,/ е́же прорица́ти бу́дущая,/ наставля́я на стезю́ покая́ния/ притека́ющих к тебе́ и послу́шающих тя́./ Те́мже Всеблаги́й Бо́г, ви́дя вели́кую твою́ к Себе́ ве́ру,/ нелицеме́рную любо́вь и несумне́нную наде́жду,/ дарова́ тебе́ не то́чию е́же ве́ровати в Него́,/ но е́же и страда́ти по Не́м,/ егда́ от проти́вных сыно́в в то́йже пусты́ни кро́вь твоя́ неща́дно излия́ся./ И досе́ле, я́ко А́велева, вопие́т к Бо́гу,/ свиде́тельствующу о се́м нетле́нием моще́й твои́х./ На ня́же взира́юще, уми́льно вопие́м:/ сла́ва Христу́, дарова́вшему тебе́ благода́ть толи́ку,// Его́же и моли́ о на́с.
Кондак, глас 8
Подража́я житию́ дре́вних отце́в,/ Богому́дре о́тче Евфроси́не,/ красоту́ ми́ра сего́ возненави́дел еси́,/ и, в пусты́ню всели́вся, ве́ру Христо́ву, я́коже щи́т, в се́рдце твое́ прия́л еси́,/ с не́юже изше́л еси́, я́ко до́бр во́ин Царя́ Небе́снаго,/ не на бра́нь проти́ву пло́ти и кро́ве,/ но на бра́нь проти́ву ко́зней неви́димаго врага́,/ и сего́ вознесе́нную горды́ню,/ по да́нней тебе́ от Ду́ха Свята́го благода́ти,/ глубо́ким смире́нием твои́м низложи́л еси́,/ и от Небе́снаго Мздовозда́теля неувяда́емым венце́м побе́ды венча́лся еси́./ Сего́ ра́ди, соше́дшеся любо́вию, вопие́м ти́:/ ра́дуйся, о́тче Евфроси́не,// пусты́нное украше́ние.
Источники и иконография
Основным источником сведений о св. Евфросине является его Житие, написанное в 1650 году иноком Синозерской пустыни Ионой Филипповым Суровцыным.
Текст был создан по благословению второго настоятеля Синозерского монастыря Моисея со слов крестьянина с. Долоцкого Емелиана Сумина, отец которого Иван Сумин был свидетелем мученической кончины прп. Евфросина.
Во второй пол. XVII - нач. XIX века рукопись Жития хранилась в пустыни, копировалась. Один из списков кон. XVIII - нач. XIX в., содержавший сведения о трех чудотворениях св. Евфросина, был опубликован в 1901 году. В 1778-1779 годах с рукописи Жития, предположительно относившейся к XVII веку, был сделан список, долгое время находившийся в Троицко-Благовещенской церкви упраздненной Синозерской пустыни.
В 1936 году он поступил в Череповецкий краеведческий музей [7], текст по данной рукописи опубликован в 1999 году. Известны и другие списки Жития [8] Свящ. Г. Яковцевский вместе с публикацией Жития прп. Евфросина в 1901 году издал записи о 27 чудесах, совершившихся по молитвам к святому в кон. XVIII - сер. XIX в. (до 1862), позднее были опубликованы сведения еще об 11 чудотворениях, совершившихся в 1862-1912 гг. (чудотворения преимущественно связаны с исцелениями от различных болезней).
По описанию Жития прп. Евфросина, он был "естеством плоти средняго возраста, рама же и перси имеяше велики, брада ему бысть раздвоение имуща, от неяже имеяше две плесницы, власы русы, сединами украшенны" [9]. В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. под 26 и 28 января облик прп. Евфросина (форма бороды) уподобляется, как правило, ап. Иоанну Богослову: "Сед, брада Богослова" [10]; "[Брада] Иоанна Богослова. Синозерскаго чудотворца и Устюжны Желез[нопольской]" [11]. Встречаются и др. варианты: "Рус, брада подоле Козмины, в схиме, ризы преподобническия" [12]. В рукописи XVIII в., принадлежавшей Г. Д. Филимонову, святой упоминается как "священноначальник обители Троицы Иоанна Богослова Синозерскаго" [13], что связывает особенности его иконографии с посвящением одного из храмов Синозерской пустыни ап. Иоанну.
Единоличные изображения прп. Евфросина Синозерского встречаются очень редко.
___________
[1] Минея. Март, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 95, http://files2.regentjob.ru/minea/mar2/mar295.html
[2] цит. по: Яковцевский. 1912. С. 19
[3] цит. по: Яковцевский. 1912. С. 19-20
[4] Память св. Ионы чтилась вместе с памятью прп. Евфросина местно в день убиения.
[5] Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 80
[6] С. 181, известно в списках XVIII-XIX вв.
[7] Череповецкий краевед. музей. № 69 (9-55, 1056/47)
[8] БАН. Собр. Тихвинского мон-ря. № 1, XIX в.; РНБ. F.I.926, 1830 г.
[9] Яковцевский Г., свящ. Ист. сведения о Синозерской пуст., Устюженского у., Новгородской губ., и ее основателе св. прмч. Евфросине, Новгородском чудотворце. Новгород, 1912. С. 17
[10] ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 116 об., 30-е гг. XIX в.
[11] БАН. Строг. № 66. Л. 76 об., кон. XVIII в.
[12] РНБ. Погод. № 1931. Л. 103, 20-е гг. XIX в.
[13] Филимонов. Иконописный подлинник. С. 44
Источник: https://drevo-info.ru/articles/13678479.html
← Преподобная Васса Псково-Печерская
Преподобные Иоанн, Сергий, Патрикий и прочие в обители святого Саввы убиенные →