Преподобный Симеон Сербский, мироточец
Св. Симеон сперва был «жупаном», т. е. владетельным князем небольшого княжества, затем сделался великим жупаном Сербии, и наконец соединил под своей властью все земли, где жили сербы. Как и его отец, он находился в некоторой зависимости от византийского императора, но потом сделался вполне самостоятельным властителем Сербии. Все это происходило в XII веке.
Что касается религиозной зависимости Сербии, то необходимо заметить, что Сербия сперва зависела в этом отношении от Рима. Но потом Стефан Неманя (он же и Симеон; Симеон — его иноческое имя, а Неманя — фамилия) увидел, что католичество, чем дальше идет время, тем больше и больше становится и православию, и свободному развитию его народа. Признав это, он решился порвать всякие связи с папизмом и свое намерение привел в исполнение. Прежде всего он торжественно принял вторичное крещение по православному обряду. В дальнейшее время он твердо держался православия, благодаря чему приобрел всеобщую любовь сербов, державшихся православной веры. Поэтому, когда на него нападали враждебные ему жупаны, а также его собственные братья, то народ принимал его сторону. В этой борьбе и Бог не оставлял Стефана без Своей небесной помощи. Так, когда однажды братья привели против него венгерцев, немцев и греков, то одному священнику было видение, утешившее Стефана Неманю. Этому священнику ночью явился некий воин и на вопрос священника, кто он, ответил: «Я раб Христов Георгий, послан я на помощь вашему государю Стефану». И действительно, Стефан одержал над своими врагами блестящую победу. Благодаря этой победе, братья его должны были смириться и отказаться от всяких сношений с папою.
Не меньше настойчивости проявлял благочестивый Стефан и в борьбе с арианством, которое пустило свои корни в Сербии.
Стефан собрал собор, на котором арианство было осуждено; последователей этого нечестивого учения он подверг разным наказаниям, дома и имущество их отобрал в пользу бедных и больных. Главному учителю и начальнику ариан был отрезан язык, не исповедующий Христа Сыном Божиим, и потом он с нечестивыми своими книгами был прогнан. Как ариан Стефан преследовал самым твердым образом, так не терпел он и богомилов, гнал их из Сербии, и они в конце XII столетия скрывались только в ущельях Боснии и Кроатии. Этот благочестивый князь истребил также остатки язычества, которое к его времени сохранилось еще в некоторых глухих местах Сербии.
Благодаря таким мерам благочестивого князя, в Сербии установилось единство святой веры. Чистое христианство вливало жизнь, порядок и крепость и в политическое тело Сербии. Стефан возвратил Сербии коренные славянские поселения, занятые греками, и возвысил народность сербскую, хотя это и стоило ему долгой борьбы.
Любя святую веру православную, Стефан Неманя с усердием строил рассадники христианской веры — монастыри. Свои заботы св. Стефан простирал и на приходское духовенство; он отдал повеление, чтобы население неукоснительно давало духовенству начатки от плодов своих.
Сущность деятельности этого благочестивого князя особенно хорошо представил его сын св. Савва. Последний писал Стефану, своему отцу: «Движимый апостольским духом, ты просветил людей своих православием, истребил ереси, ниспроверг бесовские храмы и воздвиг церкви Богу. Теперь остается тебе исполнить слова Сына Божия, глаголющаго в Евангелии: «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет». Стефан принял эти слова к сердцу и решил привести этот совет в исполнение. Он собрал вельмож и выбранных народа и объявил им о своем желании оставить мир и постричься в иноки; ему же должен быть назначен приемник. Напрасно его уговаривали отменить свое решение, он был непреклонен. Вскоре он был, к своей радости, посвящен в иноки с именем Симеона; его примеру последовала и его жена.
Св. Симеон сперва подвизался в монастыре Студеницком, затем перешел на Афон к своему сыну. Здесь он поселился в Ватопедском монастыре. Вместе с сыном он проходил разные подвиги, постился и часто молился Богу. Вскоре ему на ум пришла счастливая мысль —устроить на Афоне такой монастырь, куда могли бы поступать иноками только сербы. Выбирая место для такого монастыря, св. Симеон и св. Савва натолкнулись на опустевший Хиландарский монастырь. Греки, однако, не хотели отдавать им его. Тогда Савва обратился к настоятелю всей горы, и тот предоставил их Хиландар. Хиландарский монастырь был быстро отстроен и получил вскоре права самостоятельной обители. Недостатка в иноках-сербах не было. Но недолго пришлось жить св. Симеону в Хиландаре: всего только 8 месяцев. Чувствуя приближение смерти, он просил братию монастыря молиться за него, перенести тело его в Сербию и не забывать сербской земли и церкви. В полночь, несмотря на свою слабость, он был причащен Святых Таин и облачен во все иноческое одеяние. Наступила великая минута. Сказав: «Слава Богу за все», — он впал в забытье. Утром больному пришли братия, чтобы проведать его. Окружив его, они рыдали, но преподобный с радостным лицом взирал на образ Спасителя и шептал: «Всякое дыхание да хвалите Господа». Мирно скончался преподобный Симеон 13 февраля 1200 года, 86-ти лет от роду.
Мощи его были открыты через год после смерти. Мраморный гроб его наполнился благоуханным миром. Все видящие это изумлялись и восклицали: «Господи помилуй!» Болящие, одержимые злыми духами, будучи помазаны миром, получали исцеление. Поэтому св. Симеон не иначе называется в памятниках древности, как «мироточцем».