Вселенские Соборы
Вселенский Собор есть высшая на земле власть Святой Церкви Христовой, осуществляемая водительством Святого Духа, как и сказано было впервые в постановлении Апостольского Собора: изволися Духу Святому и нам (Деян. 15,28). Вселенских Соборов было семь.
Первый Вселенский собор
Первый был созван в 325 г. в г. Никее, при императоре Константине Великом. На этом Соборе была осуждена и отвергнута ересь Ария, который отвергал Божество и предвечное рождения Сына Божия. Собор утвердил непреложную истину — догмат, что Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа веры. На Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были святители Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, Афанасий Великий и др.
Второй Вселенский Собор
Второй Вселенский Собор был созван в 381 г. в Константинополе при императоре Феодосии Великом, против лжеучения Македония, который отвергал Божество Духа Святого и называл Его сотворенной силой и при том служебной Богу Отцу и Богу Сыну так, как Ангелы. Эта ересь на Соборе была осуждена и отвергнута, и утвержден догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном. Собор также дополнил Никейский Символ веры пятью членами, в которых излагается учение о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом, составился Никеоцареградский Символ веры, который служит руководством для Церкви во все времена. На этом Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были святители Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и другие.
Третий Вселенский Собор
Третий Вселенский Собор был созван в 431 г. в г. Ефесе при императоре Феодосии II Младшем против лжеучения Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Богородица родила простого человека Христа, с Которым потом Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме подобно тому как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицей. Собор осудил и отверг эту ересь и постановил исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицей. На Соборе присутствовало 200 епископов.
Четвертый Вселенский Собор
Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 г. в г. Халкидоне, при императоре Маркиане, против лжеучения Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Это лжеучение называется монофизитством. Собор осудил и отверг ересь Евтихия и определил истинное учение Церкви, что Господь есть истинный Бог и истинный Человек по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. На Соборе присутствовало 650 епископов.
Пятый Вселенский Собор
Пятый Вселенский Собор был созван в 553 г. в Константинополе, при императоре Юстиниане I по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия, предметом которых были сочинения трех учителей Сирийской Церкви — Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения. Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как нераскаявшегося. Он снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия. На Соборе присутствовало 165 епископов.
Шестой Вселенский Собор
Шестой Вселенский Собор был созван в 630 г. в Константинополе, при императоре Константине Погонате против лжеучения еретиков-монофелитов, которые признавали в Иисусе Христе только одну Божественную волю. Собор осудил и отверг ересь монофелитов и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, но покорна Его воле Божественной. На Соборе присутствовало 170 епископов.
Седьмой Вселенский Собор
Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 г. в г. Никее, при императрице Ирине, против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора при греческом императоре Льве Исавре. Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил - полагать и поставлять в святых храмах вместе с изображением Честнаго и Животворящего Креста Господня и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце ко Господу Богу, Божией Матери и святым, на них изображенным. На этом Соборе был установлен праздник Торжества Православия, который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви в первое воскресение Великого поста. На Соборе присутствовало 367 отцев.