Воздвижение Креста Господня
Праздник Воздвижения Креста соединяет в себе воспоминание о двух событиях: обретении Креста при императоре Константине и возвращении его в Иерусалим при Ираклии.
В царствование равноапостольного императора Константина (IV век) в Иерусалим отправилась его мать Елена с целью обрести величайшую из святынь — Крест Спасителя. При помощи верующих из Иерусалима, знавших от своих предков о местонахождении Креста, начали раскопки. Языческий храм Венеры, кощунственно построенный на месте Распятия, был снесен, и под землей обнаружилась пещера. В ней сохранились три креста и гвозди. Какой из них был Крест Господень? Об этом узнали по чудесам, во множестве происходившим от одного из древ. Ко Кресту Спасителя приносили больных, и они получали исцеление. События эти вскоре стали известны многим. Крест был обретен перед Пасхой, и множество паломников собралось в тот год в Палестину. Улицы и площади Иерусалима были наполнены толпами народа, так что не было возможности приблизиться к Кресту или даже издали взглянуть на него.
Иерусалимский патриарх Макарий вместе с духовенством взяли на руки Голгофский Крест и вынесли его на высокий холм. Несколько раз они поднимали (воздвигали) Древо Креста, чтобы народ мог увидеть его. Императором Константином был построен величественный храм Воскресения Господня, под сводами которого оказались главные святыни — Голгофа и Гробница Христа. Древо Креста поставили в алтаре на горнем месте.
В начале VII в. Иерусалим был захвачен персидским царем Хосровом, который увез в Персию в числе трофеев и Древо Креста. В это тяжелое для Византии время империей правил Ираклий I. Он наголову разбил Хосрова, и Крест был возвращен в Палестину. Царь Ираклий на своих плечах пронес его от ворот Иерусалима до храма Воскресения. Из благоговения к великой святыне царь снял с себя корону и порфиру и шел по улицам Святого Града, одетый в рубище.
О праздновании
Праздник всемирного Воздвижения Животворящего Креста Господня принадлежит к числу двунадесятых. Он имеет один день предпразднства, 13 сентября, и семь дней попразднства. День отдания - 21 сентября.
Предшествующие празднику Воздвижения суббота и Неделя (воскресенье) называются субботой и Неделей пред Воздвижением.
В субботу перед Воздвижением прокимен: "Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте". Стих: "Все языцы восплещите руками...". Апостол (Кор., зач. 126). Евангелие (Мф., зач. 39), а затем рядовое.
В неделю перед Воздвижением прокимен: "Спаси, Господи, люди Твоя...", Апостол (Галат., зач. 215); Евангелие (Ин., зач. 9), а затем рядовое.
Особенности богослужения праздника
Перед началом малой вечерни или перед началом всенощного бдения, если не служится малая вечерня, иерей износит Честный Крест из сосудохранилища, полагает его на жертвеннике и украшает венком из живых цветов. После отпуста малой вечерни (если она служится) или перед началом всенощной иерей и диакон в облачениях подходит к жертвеннику. Диакон, взяв благословение на кадило и кадя Честный Крест произносит тихо: "Благослови, владыко". Иерей - "Благословен Бог...". Диакон читает (тихо): Трисвятое по "Отче наш..." Затем служащие поют (тихо) тропарь Кресту: "Спаси, Господи, люди Твоя...", "Слава, и ныне: Вознесыйся на крест волею...".
Во время пения иерей поднимает на главу Крест и в сопровождении двух свещеносцев со свечами и диакона с кадилом переносит Честный Крест на престол и полагает его на место Евангелия, а Евангелие поставляет справа от Дарохранительницы (как на литургии). Перед престолом ставится зажженная свеча.
Всенощное бдение (вся служба по Минее). На великой вечерни: После мирной ектении "Блажен муж" поется только тогда, когда праздник случится в воскресенье или понедельник. Если же праздник приходит на вторник, среду, четверг, пятницу и субботу, то "Блажен муж" не поется. (Это же относится и к остальным Господским праздникам). После входа - прокимен дня. Подобно празднику Преображения и другим двунадесятым Господским праздникам, на великой вечерни поется великий прокимен: "Бог наш на небеси и на земли..." только в том случае, если праздник случится в субботу, а в субботу вечером - великий прокимен: "Господь воцарися...".
Если праздник случится в другие дни, то на великой вечерни - прокимен дня, а великий прокимен поется вечером в самый праздник. Паремии три:
1 - Исход, гл. 15-16 повествует о горькой воде и ропоте людей;
2 - Притчей, гл. 3 о Божием наказании и вразумлении;
3 - пророка Исаии гл. 60. Если все люди будут служить Богу, то спасутся.
На литии, на "Бог Господь" и в конце утрени поется тропарь (гл. I): "Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство".
На утрени: полиелей совершается в алтаре. После полиелея - величание:
"Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия (т.е. от рабства врагу - диаволу)".
Прокимен: "Видеша вси концы земли спасение Бога нашего". Стих: "Воспойте Господеви...". Евангелие - от Иоанна, зач. 42. (Тропари "Ангольский Собор", даже если праздник случится в воскресенье, не поются. Евангелие читается в алтаре и на середину церкви не выносится.
После Евангелия поется: "Воскресение Христово видевше..." (в какой бы день праздник ни случился) и читается 50-й псалом. (Царские врата закрываются). "Слава: Молитвами апостолов...", "И ныне: Молитвами Богородицы...". Стих: "Помилуй мя, Боже..." и стихира праздника: "Крест Христов...".
Канон - св. Космы Маиумского. Ирмосы по дважды. Тропари на 13. По 3-й песни - седален, "Слава, и ныне" - тойже. По 6-й песни - кондак и икос. Катавасия и ирмосы канона - "Крест начертав...". Припев к канону: "Слава, Господи, Кресту Твоему честному". На 9-й песни "Честнейшую не поем, а припев и ирмос песни.
Припев: "Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень". Ирмос 9-й песни: "Тайн еси, Богородице, рай (Ты - таинственный рай, Богородица), невозделанно возрастивший Христа, Имже Крестное живоносное на земли насадися древо. Тем (поэтому)ныне (кресту) возносиму, покланяющеся ему Тя величаем".
Указанный припев припевается на 9-й песни и к каждому тропарю 1-го канона; а к тропарям 2-го канона, который имеет только одну 9-ю песнь, поют припев: "Величай, душе моя, Животворящаго Креста Господня воздвижение".
Вынос Креста
Во время великого славословия священник в полном облачении совершает с диаконом каждение (трижды) вокруг св. Престола, на котором лежит св. Крест.
По окончании великого славословия священник отдает кадило диакону, трижды поклоняется перед Престолом и во время пения особым напевом последнего "Святый Боже..." поднимает Крест на главу. (В это время царские врата бывают открытыми). Через горнее место он выходит из алтаря северными дверями с идущим впереди его диаконом (с кадилом)(против солнца).
Обойдя о Крестом внутреннюю часть храма, священник подходит к царским вратам и произносит возглас: "Премудрость, прости". Хор поет (трижды): "Спаси, Господи, люди Твоя..."
Крест обычно выносится на середину храма и полагается на уготованном аналое. Священник совершает вокруг него троекратное каждение и после этого поет (если не совершается чин Воздвижения): "Кресту Твоему покланяемся, Владыко..." (трижды), творя земной поклон после каждого пения тропаря.
То же поет и хор.
После этого, при пении стихир праздника, молящимся совершается поклонение Кресту и целование его.
Затем диакон произносит сугубую ектению: "Помилуй нас, Боже...", и далее все совершается по обычаю.
Чин воздвижения Креста
Этот чин совершается в соборах и приходских церквах, с благословения епархиального архиерея.
После выноса Креста на середину храма и троекратного каждения настоятель совершает три земных поклона перед св. Крестом. Затем, взяв на главу Честный Крест с живыми цветами, он становится на уготованное для этой цели место (кафедру) лицом к востоку и начинает первое воздвижение.
Перед Крестом, на некотором расстоянии, становится Диакон (держа в левой руке свечу, а в правой кадило) и громко возглашает:
"Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси". Хор поет: "Господи, помилуй (100 раз).
В начале пения "Господи, помилуй" настоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины "сотницы" медленно преклоняет главу свою с Крестом, насколько можно низко, "на пядь до земли". По мере опускания Креста звучание хора понижается, стихает. При пении второй половины "сотницы" настоятель медленно поднимается. С такой же постепенностью хор переходит на более высокие и сильные звуки и заканчивает громким и торжественным "Господи, помилуй". При пении "Господи, помилуй" в 97-й раз настоятель выпрямляется и опять трижды осеняет Крестом на восток. (При соборном служении два сослужащих священника поддерживают настоятеля под руки, облегчая ему преклонение, а другие два священнослужителя поливают Крест благовонным маслом, символизирующим собой благодать Святого Духа).
После этого настоятель с Крестом обращается лицом на запад. Диакон переходит на противоположную сторону, и стоя перед Крестом, возглашает:
"Еще молимся об оставлении грехов Великого Господина и отца нашего Пимена, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и господина нашего (имя рек) епископа... и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси". Хор - "Господи, помилуй" (100 раз).
Настоятель совершает второе воздвижение, как и первое. Третье воздвижение - лицом на юг. Диакон возглашает:
"Еще молимся о стране нашей, властях и воинстве ея. Рцем вси". Хор - "Господи, помилуй" (100 раз).
Четвертое воздвижение - лицом на север. Диакон возглашает: "Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленней (находящейся в беде и угнетении), здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси".
Пятое воздвижение - опять лицом к востоку. Диакон возглашает: "Еще молимся о всех служащих и служивших во святей обители сей (или храме сем), отец и братий наших, о здравии, и о спасении, и оставлении грехов им рцем вси".
После пятого воздвижения Креста Господня поется "Слава, и ныне" и кондак: "Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу".
При пении кондака настоятель полагает Крест на аналое. Затем поется "Кресту Твоему..." (трижды с земными поклонами), стихиры на поклонение Кресту и далее все по чину.
Если был совершен чин Воздвижения, то сугубая ектения опускается и произносится сразу просительная: "Исполним утреннюю молитву нашу". Если же чин Воздвижения не совершался, тогда после поклонения Кресту и стихир Кресту произносятся обе ектении - сугубая и просительная.
На литургии - антифоны праздника. Входные стих: "Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть". Сразу после входного стиха - тропарь и кондак праздника. Вместо Трисвятого - "Кресту Твоему покланяемся, Владыко..." (поется только в день праздника). Прокимен, гл. 7: "Возносите Господа Бога...". Апостол (Кор., зач. 125), Евангелие от Иоанна, зач. 60. Задостойник: припев: "Величай, душе моя, пречестный Крест Господень" и ирмос: "Тайн еси, Богородице, рай...". Причастен: "Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи".
Праздник Воздвижения - единственный Господский праздник, который не имеет в служебнике особого отпуста. Отпуст в конце всенощного бдения и литургии праздника такой же, как седмичный в среду и пятницу, только без упоминания празднуемых святых Минеи. В практике начало принято произносить как в отпусте воскресного дня: "Воскресый из мертвых Христос.. ", так как служба посвящена не только Кресту, но и воспоминанию воскресения Христова (пение тропаря: "Воскресение Христово видевше..." на утрени и др.).
В день праздника Воздвижения установлен пост, подобно тому, какой бывает в среду и пяток (рыба не разрешается). Он установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для внушения того, что почитание Креста связано с умерщвлением плоти (см.: Типикон, послед. 14 сентября и гл. 33).
В попразднство на литургии после входа поется: "Приидите, поклонимся..." с праздничным окончанием: "Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуиа".
Животворящий Крест, вынесенный в праздник Воздвижения, лежит в храме на аналое до отдания праздника. В день отдания Воздвижения, после отпуста литургии, священник совершает вокруг аналоя с Крестом каждение (трижды) и при пении тропаря и кондака вносит Крест в алтарь, полагая его на св. престоле (см.: Типикон, послед. 2 августа).