Собор Волынских Святых
10 октября в воспоминание о воссоединении Почаевской Лавры из унии в православие с 10 октября 1831 года празднует Собор святых угодников Божиих.
История Волынской церкви богата обилием святых мужей, Самим Господом прославленных за высокие подвиги веры и благочестия на пользу и спасение России: св. благоверный Ярополк, князь Владимиро-Волынский (+ 1086 г.; 21 ноября); преподобный Стефан Печерский, епископ Волынский (+ 1094 г., 27 апреля); св. Амфилохий, епископ Волынский, Печерский чудотворец (+ 1122 г.; 10 октября); преподобный Феодор, в монашестве Феодосий, князь Острожский (+ 1460 г.; 11 августа), св. праведная дева Иулиания, княжна из Домбровицы Ольшанская (+ 1546 г.; 6 июля); преподобный Иов, в схиме Иоанн, игумен Почаевский (+ 1631 г.; 28 августа); св. преподобномученик Макарий, архимандрит Овручский (+ 1678 г.; 7 октября). Из этих святых только один преподобный Иов почивает на Волыни, в Лавре Почаевской; да кроме сего, по преданию, преподобный Стефан погребен при своей кафедре, во Владимире-Волынском.
Из других св. угодников, принимавших ближайшее участие в исторических судьбах Волыни, прежде всего известны святитель Петр, митрополит Киево-Московский, с именем коего издревле в отечественной истории нашей соединяется наименование уроженца и игумена Волынского. В самом ближайшем родственном отношении к земле Волынской находится святитель Иннокентий, епископ Иркутский, который, по преданию, происходил от древней Волынской дворянской фамилии Кульчицких.
Кроме того сюда надо отнести св. Ольгу (969 г.), которая так известна усмирением древлян, состоявших, как ныне известно, в пределах Волынской губернии. За сим следует: св. равноапостольный князь Владимир, просветитель Волыни и основатель многих ее городов и храмов; преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, который в 1099 г. был князем Луцкого удела на Волыни, и сверх сего в различные времена княживший в Дорогобуже, Пересоннице (Ровенского уезда) и в других местах древней Волынской области. И многие-многие другие посещали Волынскую епархию или для «смотрения и наставления», или занимались устроением Волынской церкви в смутные времена.
Наконец, даже святые и равноапостольные братья-просветители славянские Кирилл и Мефодий находились в непосредственном ближайшем союзе с землей Волынской, т.к. история прямо говорит, что в числе других стран они также посылали проповедников и в пределы Волынские, так что вследствие этого, по сказаниям древних писателей, пределы Моравской епархии св. Мефодия простирались в самую глубь земли Волынской, до рек Буга и Стыри.