Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Священномученик Евфимий (Тихонравов), священник

Священномученик Евфимий родился 17 апреля 1881 года в городе Шуе Владимирской губернии. По некоторым свидетельст­вам, его отец, Сергей Тихонравов, был священником. Евфимий Сергеевич окончил церковноприходскую школу. Женившись на Татьяне Александровне Сперанской, дочери псаломщика Преоб­раженского храма села Доронино, он в 1904 году переехал жить в это село. С этого времени он стал служить пономарем в Преображенском храме и, как многие церковнослужители того времени, зарабатывал на жизнь крестьянским трудом. У Евфимия Сергее­вича и Татьяны Александровны родилось трое детей.

В 1917 году в России установилась безбожная власть, которая сразу же начала гонения на Русскую Православную Церковь. Ме­стные власти в Доронино были жестко, непримиримо настроены к Церкви и пригрозили служившему здесь священнику, что если он не перестанет служить, то все его имущество будет конфисковано. У него была большая семья, дети, и ради них священник оставил храм. Епархиальный архиерей направил в Доронино другого свя­щенника, но и он прослужил здесь недолго, так как власти и к не­му приступили с угрозами. Приход снова остался без священника, и Евфимий Сергеевич, соболезнуя оставшимся без пастыря веру­ющим, подал прошение архиерею о рукоположении в сан священника. Здоровья он был от рождения слабого, и некоторые из родственников отговаривали его: «Такое время, все отказываются, прячутся, а ты хочешь рукополагаться!» Но он был решителен в своем намерении, и в 1933 году его рукоположили к Преображенскому храму в селе Доронино. Жена священника сама пекла про­сфоры дома, но в 1935 году она тяжело заболела, ослепла и в том же году умерла. Вместо Татьяны Александровны отцу Евфимию стала помогать его младшая дочь, Антонина; она пекла просфоры и топила в храме печи, другие дети еще раньше уехали из села и жили отдельно.

Многие жители села, будучи крайне враждебно настроены к Церкви, требовали закрытия храма. Когда отец Евфимий прохо­дил по улице, то ему вслед часто неслись ругательства и смех. В 1935 году отец Евфимий не смог уплатить назначенных ему вла­стями налогов. За неуплату его имущество было конфисковано, а храм закрыт. После закрытия храма безбожники стали его разорять, вынося иконы и уничтожая их. Один из таких безбожников, вытаскивая иконы, бросал их на землю и с ожесточением одержи­мого топтал. Впоследствии он отморозил руки и ступни ног и ли­шился возможности двигаться; у его сына, который родился вско­ре после кощунства, руки и ноги были от рождения калечными. Местные власти устроили в храме сначала склад для зерна, затем – конюшню, а после превратили помещение храма в склад для удо­брений и этим почти разрушили здание.

После закрытия храма отец Евфимий еще некоторое время прожил в селе, совершая по просьбе верующих требы. Жить стано­вилось ему все труднее, и он переехал в Иваново, где устроился ра­ботать сторожем в одном из лечебных учреждений, но так же как и раньше совершал требы по просьбам верующих. Поселился он в так называемом рабочем поселке, где снимал убогий угол, лишь бы переночевать. Комнаты здесь сдавались всем, кто ни просился; люди, совершенно друг другу незнакомые, спали в одной комнате на полу. Через некоторое время узнали, что отец Евфимий – свя­щенник, и в разгар самых свирепых гонений на Церковь донесли, что в доме «нелегально» проживает священник. 1 января 1938 года отец Евфимий был арестован и заключен в ивановскую тюрьму. Через несколько дней он был допрошен.

– Вы арестованы как участник нелегальной контрреволюци­онной группы заштатного духовенства, проводившей антисовет­скую агитацию среди своего окружения. Признаете ли себя винов­ным? – спросил следователь.

– Не признаю себя виновным, так как никакой антисоветской агитации я не вел и членом контрреволюционной подпольной организации заштатного духовенства не состоял, – ответил отец Евфимий.

После этого были допрошены лжесвидетели, и в первую оче­редь хозяйка квартиры, где снимал угол священник. Она показала: «Тихонравов систематически на протяжении всего 1937 года в мо­ем присутствии допускал контрреволюционные клеветнические выпады по адресу советской власти... В сентябре 1937 года, выра­жая недовольство советской властью, заявил: “Жить стало невоз­можно, нас, служителей... облагают непосильными налогами... Это делают с целью уничтожения религии и нас, духовенства”. Припоминаю ряд случаев, когда Тихонравов в моем присутствии распространял контрреволюционные провокационные слухи о якобы эксплуатации заключенных в советских тюрьмах и конц­лагерях».

Другой лжесвидетель сказал: «В ноябре 1937 года в беседе со мной о выборах в Верховный Совет он говорил: “Теперь происхо­дит подготовка к выборам в Верховный Совет, но что это за выбо­ры, когда назначают своих кандидатов? Это всё те же выборы, что были раньше; кто им не очень люб, того они убирают куда следу­ет, посылают строить каналы, а потом этими каналами и хвастают­ся. А что, сами они эти каналы выстроили? Ведь это сделано рука­ми заключенных. Это работа не лучше египетской каторги”».

3 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Евфимия к расстрелу. На следующий день после вынесения приговора сле­дователь вновь допросил священника.

– Вам предъявляется обвинение в том, что вы на протяжении длительного периода времени среди своего окружения вели контрреволюционную агитацию. Признаете себя в этом ви­новным?

– Виновным себя в этом не признаю, так как никакой контр­революционной агитации я не вел.

– Следствие располагает материалом, что вы в сентябре 1937 года допускали контрреволюционные клеветнические выпа­ды о Советском Союзе, колхозах и положении колхозников. При­знаете вы это?

– Нет, не признаю и сведения, которыми следствие располага­ет, я считаю ложными.

В тот же день, 4 февраля 1938 года, когда произведен был этот допрос, священник Евфимий Тихонравов был расстрелян в горо­де Иванове и погребен в безвестной общей могиле.

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь».
Тверь. 2005. С. 203-207

Библиография

Газета «Слово утешения». Издание Свято-Введенского женского монастыря. Иваново, 1995. № 13.
Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 5. Тверь, 2001. С. 31-34.
УФСБ России по Ивановской обл. Д. П-6906.

 ←  Священномученик Илия (Березовский), священник

Священномученик Иоанн (Успенский), священник  →