Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Святой Михаил (Марков) исповедник, священник

Священноисповедник Михаил родился в 1868 году в городе Москве в семье псаломщика Федора Маркова. В годы учебы Ми­хаил вместе с товарищем ездил на каникулы в село Амерево Брон­ницкого уезда, откуда тот был родом, и здесь познакомился со сво­ей будущей женой, Александрой Васильевной Всехсвятской. В 1887 году он окончил духовное училище; в это время в храм в се­ло Амерево потребовался псаломщик, и Михаил Федорович по­ступил на эту должность.

В 1919 году он перешел служить в храм преподобного Сергия в селе Горы Озерского уезда Московской губернии и вскоре был рукоположен во диакона к этому храму. Настоятелем здесь был протоиерей Павел Невский. В селе было две церкви. Во второй церкви – Введения во храм Пресвятой Богородицы – служил свя­щенник Михаил Троицкий. В 1923 году диакон Михаил был руко­положен во священника ко храму преподобного Сергия.

Отец Михаил и его жена отличались большим милосердием. У них всегда ночевал кто-нибудь из обездоленных и нищих. Один из нищих, который пришел к ним будучи уже тяжело больным, так и умер у них на печи. Александра Васильевна варила тазами варе­нье, а отдавали все нищим. Для них она была самым дорогим и близким человеком.

Председатель волостного совета сочувствовал семье священ­ника, почитая ее за странноприимство. Когда власти приняли ре­шение о выселении крестьян и стали составлять списки лишенцев, в которые должна была попасть и семья священника, он пришел к Александре Васильевне и сказал: «Пока отец Михаил здесь, давай­те я вас разведу, чтобы вам не попасть под выселение». Отец Ми­хаил с женой пошли в волостной совет, где председатель выписал документы, что священник с женой давно разведены. Благодаря этому Александра Васильевна и дети не попали в списки лишен­цев, и впоследствии, когда отец Михаил был арестован, никто из его семьи не был выслан и дом остался за ними.

Время было такое, что иногда и дети боялись открыто общать­ся с родителями, если тех преследовали власти. Одна из старших дочерей отца Михаила, жившая в Озерах, когда хотела навестить родителей, то просила, чтобы ее привозили на телеге тайно, спря­тав под сеном.

За неуплату налогов храм преподобного Сергия закрыли, но отец Михаил, исполняя свой долг, безотказно ходил ко всем, кто просил соборовать и причащать. ОГПУ это не нравилось, и в нача­ле января 1930 года его сотрудники пришли к священнику с обыс­ком и нашли в святом углу дароносицу. Это стало достаточным, чтобы завести на него уголовное дело.

24 января 1930 года народный суд Озерского района пригово­рил отца Михаила к трем годам ссылки, обвинив в хищении цер­ковного имущества. Приговор, однако, не успели привести в ис­полнение. В ночь со 2-го на 3 февраля 1930 года отец Михаил был арестован и заключен в тюрьму в городе Коломне; вместе с ним был арестован священник Введенского храма и некоторые прихо­жане. Их обвинили в том, что они «проводили среди населения злостную антисоветскую агитацию против мероприятий совет­ской власти на селе с использованием религиозных предрассудков некоторой части масс...».

6 февраля следователь допросил отца Михаила. Выслушав его вопросы, священник сказал: «По вопросу колхозов суждения с гражданами имели такие: получится ли от этого толк, не вышло бы разорения крестьянских хозяйств. Такое опасение наше получа­лось из-за того, что мы не были знакомы с положением о колхозах. По вопросу о налогах я обижался, что на духовенство и церковь налоги непосильные. Власть этим устраивает какое-то гонение на религию. Кроме того, во время уплаты налогов за церковь я веру­ющим на собрании объявил: если денег на налог не соберут, то власти закроют церковь. Несмотря на мой призыв, денег собрано было мало, и церковь закрыли».

12 февраля власти допросили в качестве свидетеля одного из крестьян деревни Каменка Озерского района; тот на вопросы сле­дователя ответил: «Священник Михаил Федорович Марков в бесе­де с гражданами при каждом удобном случае внушал: “Религия со­ветской властью гонима, варварская власть добивается разными мерами закрытия церквей, чего верующие допустить не должны. Крестьяне налогами задушены. Прежде всем жилось лучше. Своей политикой власть может снова довести страну до голода. Коллек­тивы, кроме закабаления и разорения крестьян, хорошего ничего не дадут, посадят всех на паек, придется всем разбегаться”. И во­обще высказывал всегда недовольство по адресу советской власти, чем влиял на верующих. По его призыву по домам граждане соби­рали на церковь деньги».

Эти обвинения власти сочли достаточными для осуждения священника. 27 марта 1930 года тройка ОГПУ приговорила свя­щенника Михаила Маркова к ссылке в Северный край на пять лет. Отец Михаил был сослан в Коми область. Здесь в начале тридцатых годов разразился жестокий голод, так что из пищи ссыльным оставалась только крапива. Отец Михаил скончался в ссылке от голода.

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.
Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Январь».
Тверь. 2005. С. 483-485

Библиография

Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 7. Тверь, 2002. С. 37-40.
ГАРФ. Ф. 10035, д. П-78687.

 ←  Святой Павел (Любимов) исповедник, диакон

Священномученик Николай (Мацкевич), священник  →