Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Преподобный Зосима (Верховский), схимонах

Зосима (Верховский) (1768 - 1833), схимонах, преподобный, духовный писатель, основатель женских монастырей.

Память 24 октября, в Соборах Брянских, Екатеринбургских, Кемеровских, Московских святых

В миру Верховский Захария Васильевич (Богданович), родился 24 марта 1768 года в селе Буловица Смоленского уезда в семье дворянина. Родоначальник российского рода Верховских - Адам Верховский, в 1620 году эконом смоленских волостей, получил за службу грамоты на земли от польских королей Сигизмунда III и Яна II Казимира. После взятия Смоленска русскими войсками в 1654 году Верховские приняли православие и служили московским царям. Отец преподобного, Василий Данилович Верховский (+ 1784), относился к пятому поколению от родоначальника Адама. Начиная с 18 лет именовался Богдан, в т.ч. и на службе в полку смоленской шляхты, где дослужился до чина полковника. Мать, Анна Ивановна (+ 1786) происходила из дворянского рода Маневских. В семье Верховских было 3 сына и 6 дочерей; Захария был самым младшим. Начальное образование получил дома.

1 января 1784 года был определен каптенармусом в лейб-гвардии Преображенский полк. После смерти отца, 3 апреля того же года, получил в наследство две деревни.

Около 1786 года впервые посетил пустынников рославльских лесов, подвизавшихся в послушании известному старцу Площанского монастыря иеромонаху Адриану (Блинскому). Жизнь отшельников произвела на молодого человека неизгладимое впечатление.

В 1788 году исхлопотал отставку (в марте 1789 еще числился отставным поручиком), продал свое имение зятю. Вся дальнейшая жизнь Захарии была связана с пустынножительством и со старчеством. Когда он пришел в рославльские леса, то уже не застал там о. Адриана, ушедшего в Коневецкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь. По совету насельников - "Блажен бы ты был, добрый юноша, если бы отец Василиск принял тебя в ученики. Это - звезда наша пустынная!" - он обратился за старческим окормлением к прп. Василиску (Гаврилову), который, однако, рекомендовал Захарии начать иноческий путь в общежительном монастыре.

Летом 1789 года отправился в Коневецкую обитель, где ему было благословлено печь просфоры и служить пономарем в храме.

Познакомившись с аскетической традицией афонских старцев и прп. Паисия (Величковского), Захария практиковал регулярное откровение помыслов строителю монастыря о. Адриану, который вскоре постриг его в иноческий чин с именем в честь прп. Зосимы Соловецкого.

В 1792/93 году, во время поездки в Смоленск и Брянск за сбором пожертвований на монастырь, о. Адриан пригласил на остров Коневец старца Василиска. Иеромонах Адриан построил в лесу в 3 верстах от монастыря 2 кельи - для Зосимы и прп. Василиска. В уединенном безмолвии отшельники проводили 5 дней, а в субботу после келейного вечернего правила приходили в монастырь ко всенощной службе. Старец Василиск, стяжавший дар сердечной Иисусовой молитвы, делился со своим учеником аскетическим духовным опытом. Зосима начал записывать эти наставления. Позднее из рассказов и бесед отшельников Зосима составил большую рукопись - "Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска" - описание 75 "действий" Иисусовой молитвы, о которых Василиск поведал своему ученику.

В 1797 году о. Адриан уволился от настоятельской должности и поселился на покое в Симоновом монастыре. Оставшись без духовного отца, Василиск и Зосима увидели возможность исполнить свое давнее желание - удалиться в более "глубокую пустыню". Известно письмо Зосимы рославльскому старцу Досифею от 21 мая 1799 года, в котором он сообщал адресату о своих планах [1]. Получив благословение митрополита Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова), в июне 1799 года они покинули Коневецкий монастырь.

Трижды подвижники безуспешно пытались добраться до Афона. Увидев в этих неудачах промысл Божий, Зосима и Василиск в поисках места для устроения отшельнического скита обошли практически половину России.

Зиму 1800 года прожили в Киево-Печерской лавре, осмотрели горы Крыма, Северного Кавказа, посетили Таганрог, Астрахань, Казань, объехали Уральские горы. Общались с иеромонахом Василием (Кишкиным) в Белобережской Брянской пустыни, со старцами Санаксарского монастыря.

В конце 1800 года архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам (Петров-Лавровский) дал подвижникам разрешение проживать на территории Тобольской епархии.

Весной 1801 года старцы побывали в Ишимском, Каинском, Томском, Енисейском, Красноярском округах.

Зимой 1802 года прибыли в Кузнецкий округ. Удалившись на 40 верст от последней деревни, ископали в лесу землянку, в которой перезимовали в тяжелейших условиях. Решив найти другое место для постоянного пустынного жительства, поселились близ р. Томь в местности Три Курьи. Ближайшим селением в 20 верстах была деревня Сидоровка на пути к Кузнецку (ныне Новокузнецк), до которого было около 50 верст. В других направлениях в радиусе 200 верст никакого жилья не было. Здесь они и прожили 20 лет в 2 небольших деревянных кельях, находившихся на расстоянии около 100 саженей одна от другой. Отшельники пребывали в совершенном безмолвии, лишь субботу, воскресенье и большие праздники проводили вместе, читали творения святых отцов, беседовали. Завели небольшой огород, ловили рыбу в озерах. Во время Успенского поста по р. Томь добирались до Кузнецка, чтобы причаститься Святых Таин. В пасхальные дни отшельников посещал некий крестьянин Тимофей.

Согласно Житию, первоначально Зосима подвергался бесовским страхованиям, боролся с помыслом оставить отшельничество, но спустя 3 года, по собственному признанию, перестал чувствовать страх и смотрел на бесов как на "надоедающих мух".

Некоторое время со старцами жил 20-летний подвижник св. прав. Петр (Мичурин). Став свидетелем "высочайшего к Господу горения" юноши, Зосима составил его жизнеописание. Одновременно в особой рукописи продолжал фиксировать молитвенный опыт старца Василиска.

Около 1820 года, после 20 лет отшельничества, Зосима и прп. Василиск стали окормлять мирян. Первой к старцам обратилась мещанка Кузнецка, вдова А. И. Конюхова, лишившаяся к тому времени и мужа, и 2 малолетних сыновей. Прп. Василиск благословил вдову поселиться в ближайшей деревне Сидоровке. К ней присоединились 2 девицы: дочь коллежского советника Н. М. Васильева и купеческая дочь сирота Е. Романова. Спустя год с ними поселилась овдовевшая к тому времени мать Васильевой - Анастасия Николаевна. В деревне Сидоровке были выстроены маленький келейный корпус, ограда. Зосима написал для общины сестер особое "Поучение о послушании". Старец занялся духовным окормлением своих учениц: составил для них особые письма - "заветы", как называли их сестры, в которых и наставник, и его духовные чада обещали перед Богом находиться во взаимной любви, в доверии, в ответственности друг перед другом и в безоговорочном послушании учениц учителю.

Зосима составил для сестер особый устав, ориентированный на общежительные правила свт. Василия Великого.

В начале 1823 года старец вновь посетил Санкт-Петербург, чтобы представить в Св. Синод для утверждения новый устав, а также урегулировать хозяйственный статус общежития. Окончив дела в столице, посетил отчий дом в Смоленской губернии, где застал осиротевших дочерей брата Илии, Варвару и Матрону. По дороге в Сибирь в Московском Симоновом монастыре племянницы Зосимы были пострижены в рясофор с именами Вера и Маргарита.

Вскоре в женской общине начались нестроения. Мать и дочь Васильевы стали нарушать устав общежития и наконец самовольно отправились в Тобольск с жалобами на своего духовника. Обвинив преподобного в расколе, растрате монастырских денег, притеснениях сестер и прочих "чувствительнейших угнетениях", они просили епархиальное начальство удалить старца из монастыря и поставить во главе насельниц игумению.

На обвинение в нарушениях "отправления должности священника" Зосима писал объяснение архиерею: "Я от [духовных чад] требую не исповеди, но откровенности, чтобы, зная совесть каждой и пристрастия, мог незаблудно управлять ими. Но хотя они во всем открываются мне, однако я не беру на себя права разрешать их грехи, но только пользую их моими наставлениями" [2]. В это время старец с племянницами, Анисьей Конюховой и 2 келейницами находились по распоряжению начальства в Тюмени. Здесь они узнали о кончине прп. Василиска.

Указом Синода от 24 января 1825 года Зосима был уволен "от звания попечителя и от всякого влияния на монастырь", осенью того же года уехал в Москву.

Впоследствии святитель Филарет (Дроздов) говорил о причинах "немирия" в Туринском монастыре:

"Возъярился враг спасения человеческого и подвигнул тяжкое искушение. Он возбудил в некоторых страсть любоначалия; от сего возникли распри и ухищрения; они привлекли суд; суд поврежден был человекоугодием: и верные руководству старца сестры общежития, вместе с ним, принуждены были удалиться".

После приезда в Москву он обратился к митрополиту Филарету, который благословил старца поселиться в Чудовом монастыре.

В феврале 1826 году верные духовнику сестры прибыли в Москву, поселились в доме надворной советницы М. С. Бахметевой. В середине июля Бахметева предложила старцу переселить сестер в собственное имение в 60 верстах от Москвы. Здесь по благословению митрополита Филарета Зосима устроил женскую общину в честь Смоленской иконы Божией Матери "Одигитрия". 20 ноября 1826 года сестры поселились в кельях общины.

В течение трех лет старец часто ездил в Москву, сам ходил по благодетелям для испрашивания помощи, покупал для сестер все необходимое. Одновременно жажда безмолвия не покидала его. В трех верстах от пустыни в лесу старец выстроил келейку с колодцем. Обычно он жил в келейке пять дней в неделю, в субботу приходил к утрени, а в воскресенье вечером возвращался "на безмолвие". В это время его посетили два неких старца из Орловской губернии, от которых он принял великую схиму.

Зосима заботился о будущности Троице-Одигитриевой обители, о чем, в частности, свидетельствуют письма купцу-благотворителю Лепёшкину. Так, в августе 1832 года Зосима просил "не покидать" сестер после его кончины, и купец-благотворитель своим завещанием распорядился заботиться о материальном благосостоянии обители [3].

В октябре 1833 года старец заболел, накануне кончины велел позвать священника с причтом, соборовался, исповедался, причастился Св. Таин. Прощаясь с сестрами, завещал им жить в любви и смирении.

"Не расходитесь по моем исходе, - убеждал он их, - Господь даст, что и церковь у вас будет, и обитель утвердится. Матерь Божия, Коей я вручил вас и всю обитель, прославит имя Свое на месте сем и ниспошлет на вас милость Свою".

Скончался 24 октября 1833 года и был похоронен по завещанию "около часовни, чтобы дождь с крыши, под которой Распятие Спасителя, орошал могилу".

Почитание старца началось сразу после кончины. Над его могилой по благословению свт. Филарета (Дроздова) был выстроен Троицкий храм.

В начале 1880-х годов состоялось обретение нетленных мощей старца. Об этом свидетельствовал прп. Амвросий Оптинский в 1886 году:


"Недавно в Зосимовой пустыни заметили, что гроб основателя обители находится в воде, потому что место сырое. Высекли из целого камня гроб и сделали новый деревянный гроб и во время переложения увидели, что все тело старца цело, а ступни ног предались тлению" [4].


В 1930-х годах Троицкий храм был обращен в клуб, как именно и когда был вскрыт склеп старца Зосимы, неизвестно.

25 декабря 1999 года в возрожденной обители были проведены работы по обретению могилы старца. "В правой части центрального алтаря возле стены под современным полом Троицкого храма был выявлен склеп, выложенный из белокаменных блоков, в котором находился белокаменный саркофаг, но он не содержит уже останков схимонаха Зосимы". К 2012 году местонахождение мощей неизвестно.

11 октября 1999 года старец был канонизирован в лике местночтимых святых Московской епархии.

8 октября 2004 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви преподобный Зосима был причислен к лику общецерковных святых.

Труды

Отличительной чертой творений прп. Зосимы является язык - несмотря на время написания (начало XIX века), старец писал на церковнославянском языке.

• Житие прп. Василиска, Оптина Пустынь, 1849 (2-е издание)

Свт. Игнатий (Брянчанинов), прочитав это сочинение, отозвался так:
"Житие Василиска есть евангельское, мудрование его евангельское, очищенное и просвещенное" [5].

Свт. Филарет (Дроздов) свидетельствовал:
"В благодатном царствии Христа Спасителя нередко можно усматривать, что Он среди сокровенных подвигов засвечивает в душах избранных благодатный свет, но потом действует по Своему правилу, изреченному в Евангелии: не скрывать светильника под спудом, но употреблять его для просвещения чрез него и других. Сие можно примечать и в житии старцев Василиска и Зосимы. Василиск безмолвствовал в пустыне безысходно. Зосима должен был иногда входить в селения для приобретения необходимых потребностей жизни и, следственно, вступать в сношения с людьми. Ему встречались души, труждающиеся и обремененные в мире, ищущие душевного покоя и нуждающиеся в руководстве. По усильным просьбам, с благословения старца Василиска, Зосима принял их в свое руководство. И таким образом началось в дальней Сибири общежитие" [6].

• Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска
• Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска и некоторые черты из жизни юродивого мон. Ионы / Изд. Оптиной пуст. М., 1819
• "Заветные письма"

Все известные сочинения и письма прп. Зосимы изданы в книге "Прп. старец Зосима Верховский. Творения", Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006

ЛИТЕРАТУРА
• Вера (Верховская), игум. Жизнеописание старца Зосимы

Впервые вместе с изречениями старца было издано в 1860 году 2 книжками в одном переплете. Житие прп. Зосимы оказало влияние на образ старца Зосимы в романе Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы".

• Абрамов Н. А. Туринский Николаевский девичий мон-рь // Тобольские ГВ. 1865. № 45. С. 289-290
• Громыко М. М. Сибирские знакомые и друзья Ф. М. Достоевского. Новосиб., 1985. С. 130-145
• Андрианов А. Ю. Скитская и монастырская жизнь 1-й трети XIX в. в трудах о. Зосимы (Верховского) // Православие и рус. нар. культура. М., 1993. Кн. 2. С. 44-91
• Конюхов И. С. Кузнецкая летопись. Новокузнецк, [1995]. С. 45-54
• Кропочев И., свящ. Сибирские пустынники // Родные святыни: Сб. ст. по правосл. краеведению. Новокузнецк, 2001. Вып. 1. С. 66-75
• Зосима (Верховская), мон. Прп. Зосима (Верховский) // Смоленские ЕВ. 2002. № 3. С. 38-44
• Она же. Карта Рославльских кущей // Там же. 2003. № 2. С. 29-36
• Она же. Старец Зосима (Верховский), совр. прп. Серафима Саровского, как один из первых устроителей жен. обителей в России // Наследие Серафима Саровского и судьбы России: Мат-лы науч.-богосл. конф. Москва-Саров, 2004 г. Н. Новг., 2005. С. 55-67
• Она же. Женская Зосимова пустынь, М., 2008

Использованные материалы
• Зосима (Верховская), мон., Я. Э. З. Зосима (Верховский Захария Васильевич) // Православная энциклопедия, Т. 20, С. 347-353
◦ http://www.pravenc.ru/text/200021.html
____
1] РГБ ОР. Ф. 214. Д. 291. Л. 47
[2] ГАТОТ. Ф. 156. 1824 г. Д. 714. Л. 15-16
[3] ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 640. Д. 153
[4] Собр. писем прп. Амвросия, старца Оптинского, к превосходительной NN и настоятельницам N общины. Козельск, 1997. С. 97-98
[5] Игнатий (Брянчанинов), свт. Странствование ко вратам вечности. М., 2001. С. 219
[6] Филарет (Дроздов), свт. Творения. М., 1885. Т. 5: На Книгу Бытия. С. 330

 ←  Якобштадтская икона Божией Матери

Преподобные Арефа, Сисой и Феофил  →