Преподобномученик Ардалион (Пономарев), архимандрит
Преподобномученик Ардалион – в миру Александр Ипполитович Пономарев родился в семье сельского священника в 70-х годах XIX века и воспитывался в благочестии. В 22 года успешно окончил Пермскую семинарию, женился, был рукоположен в священника. Затем последовало многолетнее служение на разных сельских и городских приходах.
В течение всей жизни отец Александр, как и любой ревностный пастырь, нес множество ответственных послушаний: был законоучителем в церковно-приходских школах и земских училищах, руководил миссионерской деятельностью в Шадринском уезде, возглавлял Шадринскую учительскую семинарию, служил благочинным Невьянского церковного округа… Любое возложенное на него служение священник проходил, «отдавая ему всю свою энергию», как написано в одной из его официальных характеристик.
После революции отец Александр Пономарев вел себя так, как и должен вести себя пастырь гонимой Церкви. Несмотря на страшный голод, наступивший на Урале в 1920-х годах, на гонения и притеснения, он продолжал неутомимо исполнять пастырский долг – защищал свои храмы от закрытия, отстаивал при попытках передать их обновленцам, укреплял дух верующих наставлениями и личным примером.
«Это так нужно, здесь люди не от злобы ж своей действуют, а это Бог через них хочет испытать мое терпение и смирение. Буду все терпеть ради Иисуса Христа», – такую запись в эти годы он сделал в Евангелии, которое подарил своему младшему сыну Григорию, в будущем известному на Урале старцу.
Отец Александр не отдал Григория в советскую школу, а сам учил его на дому. Это домашнее образование было основано на изучении Священного Писания и святоотеческих творений.
В 56 лет отец Александр пережил горе: умерла его супруга, матушка Надежда. После этого он принял постриг и полностью отдал себя на служение Христу и Его Церкви. Это были 1930-е годы. Как человек здравомыслящий и рассудительный, отец Ардалион не мог не предвидеть, чем может обернуться для него ревностное служение. Он сам не раз говорил, что советское государство, хотя и провозглашает «свободу отправления религиозных культов», но на самом деле проводит политику по уничтожению Церкви. Однако верный сын Церкви не мог жить иначе и не мог оставить свое служение.
В 1937 году отца Ардалиона арестовали. Во время следствия, заведенного Уфалейским районным отделом НКВД, шестидесятилетний отец Ардалион стал единственным из десяти обвиняемых, который «упорно» не признавал своей «вины» ни на допросах, ни на очных ставках. И это в то время, когда по статистике более 90% подследственных, проходивших по церковным делам, давали признательные показания – мало кто мог выдержать «методы работы» НКВД.
– Следствие располагает точными данными о том, что вы являетесь участником контрреволюционной организации и вели контрреволюционную работу против советского государства. Предлагается давать откровенные показания и выдать всех участников организации.
– Участником контрреволюционной организации я не являлся и о существовании таковой не знал.
– Свидетель В. показывает, что вы говорили: «Конституция нам ничего не дает, они постараются нас арестовать, а потом лишить права гражданства по суду». Признаете ли вы показания В. правильными? Следствие настаивает на даче правдивых показаний.
– Показания правильными не признаю.
– Свидетель Н. говорит, что вы вели антисоветские разговоры: осуждали Конституцию, рассказывали о гонениях на духовенство, выражали сочувствие к Гитлеру.
– Показания свидетеля Н. считаю неправильными.
– Вам делается уже четвертый раз очная ставка по конкретным фактам вашей контрреволюционной деятельности. Следствие предлагает прекратить заниматься запирательством и давать искренние показания.
– Показания свидетеля П. считаю ложными.
Непреклонного архимандрита приговорили к пяти годам исправительно-трудового лагеря. Многие годы, несколько десятилетий судьба священника оставалась неизвестной даже для его ближайших родственников.
Родные отца Ардалиона несколько раз пытались узнать о том, что с ним стало.
Ольга Григорьевна Пономарева (внучка преподобномученика) рассказывает:
– Дедушку арестовали, а всего через год был арестован и папа. Мама осталась одна со мной на руках, мне было меньше года… Мы очень долго не видели папу – я с ним познакомилась, когда мне было шестнадцать лет. Он вернулся из ссылки, с Колымы и сразу попытался узнать что-либо о своем отце, но это не удалось. Потом в восьмидесятые, в девяностые годы и он, и его старшая сестра Мария Александровна вновь и вновь искали, где дедушка, где его могила. Писали и в Москву, но никакого ответа не получили. Так папа до конца своих дней и не узнал, что стало с его отцом. Потом я тоже пыталась найти сведения в архивах – и ничего, исчез человек. А несколько лет назад сестры (Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге) – спасибо им! – каким-то образом разыскали, куда дедушка был сослан.
Чтобы узнать о месте ссылки отца Ардалиона, сестры разослали письма в несколько десятков архивов, и, наконец, из одного из них пришел долгожданный ответ: после приговора архимандрит Ардалион был отправлен в Архангельскую область, в пересыльный лагерь города Котласа. Этот лагерь пользовался особо дурной славой. В наскоро построенных земляных шалашах, где зимой температура не поднималась выше четырех градусов, выживали немногие заключенные. В лагере умирало так много людей, что их едва успевали хоронить; большие братские могилы не засыпали землей, пока они не заполнялись телами доверху. В Котласе отец Ардалион провел несколько месяцев, а затем был отправлен в Воркуту.
– Сестры дали мне адрес архива в Сыктывкаре, где могли быть сведения о кончине дедушки, – рассказывает Ольга Григорьевна. – Я написала письмо, и получила ответ: 29 июля 1938 года умер от истощения в стационаре лагерного пункта «Адак». Похоронен на гражданском кладбище в отдельной могиле. К правой ноге была привязана табличка с указанием фамилии, имени, отчества и даты смерти.
Жизнеописание отца Ардалиона было отправлено в Синодальную комиссию по канонизации святых, и в октябре 2008 года архимандрит Ардалион (Пономарев) прославлен как преподобномученик.
Исповедничество отца Ардалиона — это плод духовного пути, по которому он следовал в течение всей своей жизни. Любовь к Богу и ближним, молитва, ревность к богоугождению, деятельное исполнение Евангельских заповедей всегда были главным для него, мученичество же явилось лишь венцом его святой жизни.