Святитель Геронтий, митрополит Московский и всея Руси
Святитель Геронтий стал настоятелем Симонова московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря незадолго до 1445 г., когда пожар уничтожил монастырский архив (о гибели монастырских актов известно из грамоты монастырю вел. кн. Василия II Васильевича, 1448 г.)
Свт. Геронтий был среди церковных деятелей, активно поддерживавших вел. кн. Василия II во время борьбы с кн. Димитрием Юрьевичем Шемякой за великокняжеский стол в 1446—1447 гг. Возвратив в февр. 1447 г. вел. княжение, Василий II уже 28 марта дал Симонову монастырю жалованную тарханную и несудимую грамоту с широким объемом привилегий (полный судебный иммунитет, замена всех налогов полтиной оброка.
29 дек. 1447 г. свт. Геронтий был участником Собора в Москве, направившего Шемяке грамоту с требованием примириться с Василием II и с угрозой отлучения от Церкви в случае неповиновения Собору.
Свт. Геронтий вместе с митрополитом и др. иерархами сопровождал московское войско в походе на Шемяку, напавшего на Кострому в 1449 г.
После взятия 27 янв. 1450 г. великокняжескими войсками столицы владений Шемяки — Галича симоновские соляные варницы у Соли Галицкой были на 5 лет освобождены от дани. В 1451 г. свт. Геронтий вместе с духовником Василия II спасским архим. Трифоном и духовником вел. княгини чудовским архим. Феодосием (буд. митрополит) был «послухом» при составлении духовной грамоты вел. кнг. Софии Витовтовны. Все эти факты позволяют говорить о свт. Геронтие как о человеке, близком к великокняжеской семье.
Между 1451 и 1453 гг. свт. Геронтий был хиротонисан во епископа Коломенского, являлся одним из ближайших помощников митр. св. Ионы, исполнял его особо важные поручения.
В 1454 г. в послании Смоленскому еп. Мисаилу свт. Иона писал, как в 1453 г., во время набега татар на костромские пределы, он и вел. князь посылали к можайскому кн. Ивану Андреевичу «Коломеньскаго владыку Геронтия», чтобы можайский князь «пошел на оборонь христианьству, воевод ли бы с своими людми послал».
В 1455 г. свт. Геронтий участвовал в Соборе, рассматривавшем вопрос о Ростовском архиеп. Феодосии, который, руководствуясь Студийско-Алексиевским уставом, разрешил вкушение скоромной пищи в Богоявленский сочельник, пришедшийся на воскресный день.
В дек. 1459 г. собравшиеся в Москве иерархи, в т. ч. свт. Геронтий, направили послание западноруским епископам, призывая их сохранять единство митрополии и не признавать поставленного в Риме митр. Григория Болгарина. Одновременно великорус. иерархи засвидетельствовали свою верность митр. Ионе.
В 1461 и 1464 гг. свт. Геронтий участвовал в интронизации предстоятелей Русской Церкви митрополитов Феодосия и Филиппа I, 22 марта 1461 г. — в хиротонии Тверского еп. Геннадия (Кожина), в дек. 1472 г. — в хиротониях Рязанского еп. Феодосия и Новгородского архиеп. Феофила.
Свт. Геронтий присутствовал при перенесении мощей Московских святителей в 1472 г., перед началом строительства нового Успенского собора. По предположению Мазурова, в 1462 г., к 10-летию архиерейства свт. Геронтия, для него в великокняжеской мастерской был изготовлен епископский жезл из моржовой кости, ставший одним из шедевров древнерус. декоративно-прикладного искусства.
В 1473 году церковный Собор, возглавляемый великим князем Иваном III, избрал владыку Геронтия митрополитом Московским и всея Руси. Возведение на митрополичий престол состоялось 29 июня того года.
С конца 1470-х годов обнаруживаются противоречия между первосвятителем и великим князем. Митрополит поддержал удельного князя Михаила Андреевича Верейско-Белозерского в его тяжбе с архиепископом Ростовским святителем Вассианом из-за судебной власти над Кирилловым Белозерским монастырем и выдал Михаилу Андреевичу грамоту, подтверждающую его права. Иван III вмешался в конфликт и поддержал Ростовского владыку, который был его духовником.
Затем между великим князем и митрополитом возник спор по каноническому вопросу: следует ли при освящении новых церквей (и, в частности, Успенского собора в 1479 году) ходить «посолонь» или против солнца. Этот спор захватил многих священнослужителей. Позиция святителя Геронтия, отвергавшего хождение «посолонь» нашла поддержку большинства духовенства. Очевидно, она более соответствовала традициям Константинопольской Церкви и была поддержана зарубежным иерархом, молдавским епископом Романским Василием, написавшим русскому митрополиту специальное послание.
Спор о правильном направлении ходов во время освящения церквей продолжался. Видя упорство князя, митрополит даже покинул кафедру в 1482 году и уехал в Симонов монастырь. Он не возвратился до тех пор, пока великий князь сам не приехал к нему, «бил челом», признал себя во всем виновным и обещал слушаться митрополита. Только после этого свт. Геронтий вернулся на кафедру. Оставшись победителем в названном споре, свт. Геронтий принял резкие меры против тех из духовенства, кто дерзнул ему противоречить, в частности Чудовского архимандрита Геннадия, которого спасло только заступничество великого князя.
В 1484 году великий князь сделал попытку сменить митрополита. Когда свт. Геронтий вторично покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь по болезни, а затем, поправившись, захотел возвратиться, то великий князь его «не восхоте». И только после долгих и настойчивых просьб митрополита разрешил ему возвратиться. Таким образом, вплоть до конца его жизни отношения святителя Геронтия с великим князем оставались натянутыми.
Несмотря на неоднократные столкновения с великим князем, свт. Геронтий усердно служил ему и, чем мог, помогал в делах гражданских. Болезнуя о свободе Русской земли, митрополит Геронтий понуждал великого князя выступить на борьбу с татарами, сбросить позорное иго. Когда русские полки во главе с великим князем в 1480 году стояли против татарских на реке Угре, митрополит отправил великому князю, как предводителю русских войск, послание, в котором от имени всего духовенства воодушевлял его не отступать до полной победы.
Время митрополитства Геронтия было ознаменовано усиленным строительством церквей и различных церковных зданий. После пожара в Москве в апреле 1471 года был заново построен митрополичий дом и другие строения. В 1484 году первосвятитель заложил каменную церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, которая была освящена им 21 августа 1486 года. Митрополит также достраивал Успенский собор в Кремле, освящение которого состоялось 12 августа 1479 года. 24 августа происходило торжественное перенесение мощей святителя Петра в новый собор.
В конце жизни до митрополита дошли слухи о ереси в Новгороде: в сентябре 1487 года Новгородский святитель Геннадий направил в Москву все розыскное дело в подлиннике вместе со списком обнаруженных им богоотступников и с их писаниями. Митрополит Геронтий вместе с великим князем Иваном III ответил довольно сдержанным посланием, в котором разрешал духовно наказать изобличенных еретиков и доследовать дела тех, кто «не дошел ещо, по правилам, градские казни». Впоследствии преподобный Иосиф Волоцкий упрекал митрополита за то, что он не боролся с ересью, ибо боялся великого князя, покровительствовавшего еретикам, и сам был «грубостию съдръжимь». Последнее, возможно, указывает на мнение о богословской необразованности митрополита.
Скончался 28 мая 1489 года. Погребен в Московском Успенском соборе.
Митрополит Геронтий был человеком с твердым характером, как видно из его самостоятельности даже по отношению к великому князю. Послания митрополита не отличались ни глубиной мысли, ни красноречием.
Независимый летописный свод 1480-х годов, лежащий в основе летописей Софийской II и Львовской и составленный при участии митрополичьего дьяка Родиона Кожуха, показывает явное сочуствие митрополиту в его противостоянии великому князю. При этом, как князь так и митрополит резко порицаются за их «неверие» в явившиеся в 1474 году мощи митрополита Феогноста и «небрежение» к ним.
После кончины митрополита началось его почитание. В XVII веке в Успенском соборе была известна икона святителя Геронтия. В «Иконописном подлиннике» содержится указание о написании его изображения вместе со святителями Киприаном, Фотием и другими русскими первоиерархами. Образ святителя Геронтия также пишется на поле Волоколамской иконы Божией Матери.