Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Священномученик Николай (Бирюков), пресвитер

Отец Николай Бирюков был ревностным пастырем, требовательным к себе и другим. Его служение было наполнено деятельной любовью к ближним, заботой о духовно-нравственном воспитании своей паствы. Он считался хорошим проповедником, доступно для слушателей умел объяснить Евангельский текст, сказать поучение.

После революции устойчивый быт прихожан стал разрушаться, начались нестроения, пьянство, разгулы, убийства и насилия. Батюшка учил своих прихожан не поддаваться революционным страстям, не посещать митинги, не участвовать в демонстрациях во избежание соблазна и искушений, больше молиться и уповать на Бога. О. Николай, несмотря на антирелигиозные запреты местных властей, совершал все положенные по уставу богослужения, крестные ходы, посещал со святыми иконами дома прихожан.

В 1918-1919 г. на территории Камышловского уезда шла жестокая гражданская война, происходили разрушения храмов, избиения священнослужителей, убийства мирных жителей. О. Николай благословил своего сына служить в Белой армии. В проповедях он продолжал призывать прихожан к стойкости в вере, к спасению детей от безбожия, к укреплению нравственных основ жизни.

Из доносов на о. Николая:
«...Прошу обратить особое внимание на монастырского священника Н.Бирюкова, который в личной беседе со мной не согласен ни в одном политическом вопросе и присутствовать на митингах отказывается... О последствиях прошу уведомить Политотдел 21 дивизии...».
«...Сегодня мне удалось услышать от граждан Каменского Завода, бывших на богослужении, что священник монастыря (как его фамилия, я не знаю) читал проповедь антисоветского характера, что недопустимо. А потому, стоя на страже интересов трудящихся, прошу Ревком принять против этого меры пресечения...»

10 августа 1919 отец Николай был арестован органами ЧК. В тот же день на квартире его был произведен обыск, в результате которого была обнаружена его личная переписка. Было найдено письмо к сыну, служившему в Белой армии.

В еще не отправленном письме к сыну о. Николай писал:
«Здравствуй, милый! Как здравствуешь и бьешь ли краснотряпичников, воров и жуликов? Я слышал, ты берешь на поруки незнакомых тебе лиц. Поберегись, брат! Милосердие – вещь хорошая и для тебя обязательная, но только там, где злодеяние преступника касается только тебя, тебе причиняется вред, но не там, где вред творится обществу, строю, государству. Припомни обличения Христа книжникам и фарисеям, которых Он, Всемилосердный, гневно величает змиями, порождениями ехидны за то, что они сбивали с пути истины весь еврейский народ... Он же употребляет насилие при изгнании торговцев из храма, опять таки, оберегая весь народ... Дай Бог тебе успеха и благополучия. Да хранит тебя Бог!»

На основании этого письма и двух доносов было принято решение о привлечении о. Николая к ответственности за «погромную антисоветскую и антисемитскую агитацию».Отца николая приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был вынесен в конце августа или 1-2 сентября 1919 г.

Поводом для обвинения о. Николая в антисемитизме, кроме письма его к сыну, послужила его проповедь сказанная на Евангельские слова: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф.16:6). После толкования и объяснения Евангельского текста о. Николай добавил: «Саддукеи учили, что нет воскресения из мертвых. Ныне враги народа говорят на митингах то же самое: нет воскресения из мертвых, нет рая и ада, нет Бога».

В заключение батюшка предостерег своих чад о том, что не стоит посещать такие митинги во избежание соблазнов и искушений. Когда следователь на допросе попросил о. Николая объяснить, кого он подразумевает под врагами народа, о. Николай сообщил следующее: «Всех людей, которые идут против Христианской Церкви, я называю врагами народа, ...В своей проповеди я указывал, что враги народа не только иудеи, но все те, кто идет против Христианской Церкви».

Одним из обвинений о. Николая был его отказ во время гражданской войны отпеть красноармейца. Свой отказ он мотивировал так: «Смерть его никем не засвидетельствована. Кроме того, я не приходской священник, а монастырский. Таковых же лиц я считаю отлученными от Церкви за те выступления, кощунства, избиения священников, осквернения храмов, что делали красноармейцы в прошлом году».

При этом о. Николай сослался на решения Поместного Собора, поддержавшего обращение Патриарха Тихона от 19 января 1919 г., призвавшего воюющих к покаянию: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы... Властью, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к Таинам Христовым, анафемствуем вас! Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение: «измите злого от вас самих». Хотя убитый красноармеец и принадлежал по рождению к Православной церкви, но участие в братоубийственной междоусобице, в попрании святынь, в кровавых расправах подводили его под анафематствания Церковного Поместного собора. Отказавшись отпеть красноармейца, о. Николай не нарушил никаких канонических правил.

2 сентября 1919 года отец Николай был расстрелян Екатеринбургской ГубЧК.

Священномученник Николай Бирюков причислен к лику святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 г.


Использованы материалы: Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001. 336с. С.177.

Источник: http://pstgu.ru

 ←  Священномученик Владимир (Четверин), пресвитер

Преподобная Марфа Дивеевская (Милюкова)  →