Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Священномученик Иоанн (Баранов), пресвитер

Иван Самсонович Баранов родился в 1874 году на территории современной Белоруссии, в селе Рудня-Прибытковская Гомельской губернии. С 1895 по 1911 год он служил учителем, а в 1911 году был рукоположен в сан иерея.

Отец Иван служил на приходе села Головичи недалеко от места рождения с 1914 по 1933 год, после чего был арестован и осужден на пять лет ссылки в Казахстан. Проживал в селе Тарханка. Находясь в ссылке, священник о.Иоанн Баранов анонимно писал в газету «Спутник агитатора» письма апологетического характера в ответ на публиковавшиеся в ней антирелигиозные статьи, за что и был повторно арестован в 5 ноября 1937 г. Обвинение: систематическая антиколхозная пропаганда». 20 ноября он был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.

Вот выписка из обвинительного заключения: «Вел систематическую к/р пропаганду, направленную на разложение колхозов, распространял через печать за подписью вымышленных фамилий к/р письма против строительства колхозов и машинизации сельского хозяйства».

На допросе о.Иоанн Баранов показал: «Я подтверждаю, что открытка написана действительно мной, но против коллективизации я не выступал. В советские газеты писал письма, по содержанию защищающие всякую поповщину, отвергая материализм. В к/р деятельности участия не принимал».

В приложенном к делу письме в газету «Спутник агитатора» о.Иоанн писал: «Развитие в мире совершается так, что все высшее вмещает в себя и свойства низшего. Человек завершает эволюцию, но он имеет дух, противоположный организму, со способностями для вечной жизни в царстве Духа, как то: мысль о Творце, религиозное и нравственное чувство, усовершение, ответственность за дела, свободу для самоопределения, способность мысль обратить в дело и дело – в мысль и т.п. В самом духе два закона – 1-й – истины – добра для всех, и 2-й – лжи – добра личного в ущерб другим. У кого главенствует второй закон – тот остается при одном плотском уме. Христианство начиналось с коммунальной жизни и социализм ближе ко Христианству, чем [неразб.]. Но ошибка социализма в том, что он не различает истинных религиозников от лицемеров, истинных пастырей от требоисполнителей, но стесняет чистую религию и этим ослабляет прежде всего себя и заставляет очень многих ни в чем не повинных сторонников религии страдать, заслуга которых прежде всего в том, что они проводники культуры. Религия требует подчиняться властям предержащим, никто из истинных религиозников противиться им не будет».

Приговор приведен в исполнение 4 декабря 1937 года.

Источник: http://pstgu.ru

 ←  Священномученик Иоасаф (Жевахов), Могилевский, епископ

Священномученик Павел (Евдокимов), пресвитер  →