Мученик Давид (Сурхан) Двинский, Армянский
Сурхан, в крещении Давид, происходил из персидского княжеского рода Хорасана и появился в Армении в годы правления «великого Амазаспа», который был назначен правителем страны после смерти своего тестя Феодора Рштуни (658 г.) и оставался в этой должности три года (658-661 гг.). Сурхан участвовал в походе арабов на Армению в VII в. при патрикии Армении Григоре Мамиконяне (661-685 гг.) и католикосе-халкидоните Анастасии (661-667 гг.), приемнике и бывшим постельничим св. Нерсеса Строителя.
Согласно Мученичеству, в Армении Сурхан пришел к великому князю Григору просил его дать ему Христово крещение. Великий князь, став восприемником его от воды святой купели, назвал его именем своего отца Давида и пожаловал ему во владение селение Дзаг Котайкской области.
Св. Давид мученически пострадал от востикана Абдаллы «после того, как сарацины овладели страной Армянской», т. е. примерно в 703 г., когда армянских наместников или правителей впервые сменили арабские востиканы. Абдалла истязал св. Давида страшными побоями, оковами и тюрьмой за веру в Христа. Но непокорившийся и мужественно устоявший святой старец был распят на кресте и, пронзенный стрелой, скончался [1].
Мученическая смерть Давида Двинеци датируется 22 января 703 г. Дата уточнена И. Абуладзе [2] на основе содержащегося в грузинской рукописи X в. [3] перевода Жития Давида, который был сделан с древнеармянской рукописи VIII в.
В западных православных календарях св. Давид упоминается как Давид Эчмиадзинский.
Мученичество Давида Двинского является одним из популярных мартириев армянской агиографии раннего средневековья. Исторические и побочные источники позволяют установить лишь приблизительное время возникновения Мученичества. Самое раннее упоминание о нем встречается у Ованеса Драсханакертци. Оно также было хорошо известно многим историографам X-XIII вв. – Степаносу Таронеци, Самвелу Анеци, Мхитару Айриванеци, Вардану Аревелци, Киракосу Гандзакеци. Свидетельством существования «Мученичества Давида Двинского» ранее X века является также грузинский перевод.
Память 23 декабря.
Литература
«Армянские жития и мученичества» Ереван, 1994;
Thomas J. Hulber. Saint Herman Calendar 2000. P. 85;
Статья «Армянская Апостольская Церковь»; «Православная энциклопедия». Т.3. М., 2001. С. 329-355.
Использованные материалы:
Иоанн Казарян. Предисловие к мученичеству св. Давида Двинского.
http://orthodoxengland.org.uk/pdf/armenia/a_36.pdf
http://www.armenobyzans.info/index.php?option=com_kunena&fun...=48
[1] «История Армении» католикоса Ованеса Драсханакертци, с. 92.
[2] Грузино-армянские литературные связи в IX—X вв. Исследование и тексты. Тбилиси, 1944. с. 167
[3] описание рукописи см.: Н. Марр. Агиографические материалы по грузинским рукописям Ивера. Часть первая. Описание пяти пергаменных рукописей. ЗВОРА, т. XII, СПб.. 1901