Святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский
Память 14 января и в Соборе Тверских святых.
Родился 14 марта 1482 года в семье иерея Василия и будущей монахини Юлии [1].
Монашеский постриг Акакий принял в Иосифовом Волоколамском монастыре от преподобного основателя обители.
В 1517 году был поставлен архимандритом Возмищенского монастыря под Волоколамском. 30 марта 1522 года митрополит Московский Даниил «поставил во Тверь епископа Акакия», на кафедру которая была до этого около года вдовствующей.
Сразу по хиротонии епископ Акакий вместе с Собором архиереев ходатайствовал перед великим князем Московским Василием Иоанновичем за опального князя В. В. Шуйского, поставив свою подпись под крестоцеловальной записью. Затем, по ходатайству епископа Акакия, в Желтиковом Успенском монастыре была учреждена архимандрития. В 1528 году в пределах его епархии преподобный Нил Столобенский основал Богоявленскую пустынь. С 1531 года в Твери находился преподобный Максим Грек, которого почитал святитель Акакий. В 1537 году в городе случился сильный пожар, при котором сгорело много домов, храмов, церковной утвари. Самого «владыку Акакия промежь дву конь едва из града умчаша» [2]. По завершении восстановительных работ преподобный Максим написал похвальное слово, в котором восхвалял епископа за то, что он «с большим усердием и великою ревностию принялся за обновление истребленного огнем».
В 1539 году участвовал в настоловании Всероссийского митрополита святителя Иоасафа, 3 года спустя - в настоловании митрополита святителя Макария.
Участвовал в Соборах 1547 и 1549 годов. В 1550 году, во время казанского похода царя Иоанна Васильевича, когда митрополит Макарий отправился во Владимир к царскому войску, вместе с архиепископом Ростовским Никандром остался в Москве для управления Церковью. В 1551 году участвовал в Стоглавом Соборе, и 16 июля того года подписал с другими соборянами приговор о церковных пошлинах в Новгородской епархии. В 1553-1554 годах присутствовал на Соборах, обличивших ересь Башкина и Косого, разбиравших сомнения посольского дьяка И. М. Висковатого относительно иконописи. 3 февраля 1555 года принимал участие в хиротонии первого архиепископа Казанского святителя Гурия.
В 1564 году освятил новопостроенный Тверской храм в честь Святой Троицы. В том же году, когда в Москве на Соборе решался вопрос о предоставлении митрополиту права ношения белого клобука, на соборном документе «Тферского и Кашинского Акакия епископа руки нет, потому что для великия старости и болезни на Собор не приехал, а о том писал, что он с архиепископы и епископы и со всем освященным Собором, со всеми с ними единомышлен» [3].
Скончался святитель 14 января 1567 года в Желтиковом монастыре, где и был погребён.
Святитель Акакий жил подвижнически, спал не ложась. Он «навык многие кануны наизусть говорити», постоянно читал канон своему авве, преподобному Иосифу Волоцкому. Владыка с похвалой отзывался об иноках основанного Иосифо-Волоцкой обители, сравнивая монастырьь преподобного Иосифа с Киево-Печерским.
Сохранились рукописные книги, переписанные по благословению святителя, некоторые из которых он передал вкладом в Иосифов волоколамский монастырь. Извество что он сам переписал два Евангелия и создал особую редакцию Киево-Печерского патерика. Как глава Тверской епархии он скрепил своей печатью духовные грамоты (завещания) Г. В. Жукова-Оплечуева, Ф. Б. Бороздина и других.
Почитание
Святой Акакий неоднократно упоминается в летописях, его подпись стоит на документах церковных Соборов, монастырских жалованных грамотах. Духовник святителя, известный русский книжник архимандрит Вассиан (Кошка), сразу по кончине владыки составил похвальное слово "О преставлении святого епископа Тверского Акакия и о житии его вкратце" [4]. Прямая речь, которую архимандрит Вассиан в изобилии приводит, с большой долей вероятности передает подлинные слова святого и правдиво описывает его повседневную жизнь и благочестие. Это слово стало главным источником о житии святителя и положило начало его почитанию.
Источники, литература
Макарий (Веретенников), игум., "Памятники древнерусской литературы, содержащие описание последних дней земной жизни подвижников ХV-ХVI веков," ЖМП, 1986, № 11, 72-75.
Макарий (Веретенников), игум., "Епископ Тверской и Кашинский Акакий - подвижник ХVI века," Герменевтика древнерусской литературы, М., 1994, сб. 7, ч. 2, 336-362.
Чередеев, К., прот., Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и доныне, Тверь, 1859, 57-61.
Барсуков, Источники агиографии, стб. 15-16.
Первухин, Г., прот., О Тверских иерархах, Тверь, 1901, 61-66.
Димитрий (Самбикин), архиеп., Тверской Патерик: Краткие сведения о тверских местно чтимых святых, Каз., 1907; Тверь, 1991р., 78-81.
Зимин, А. А., Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (кон. XV-XVI в.), М., 1977.
Goltz, Н., "Makari Abt. Unvergessener Lehrer des Glaubens in bischöflichen Amt: Die letzten Tage des Twerer Bischofs Akaki," Stimme der Orthodoxie, 1985, № 9, 8-11.
Использованные материалы
Макарий (Веретенников), архим., "АКАКИЙ Тверской," Православная энциклопедия, т. 1, 363-364:
http://www.pravenc.ru/text/63772.html
[1] Согласно синодику Иосифова Волоколамского монастыря. См. Титов, А. А., Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря, М., 1906, № 154. Некоторые исследователи неверно отождествляли святителя Акакия с племянником преподобного Иосифа Волоцкого - иноком Акакием.
[2] ПСРЛ, СПб., 1853, т. 6, 303.
[3] ПСРЛ, СПб., 1906, т. 13, ч. 2, 380; АИ, т. 1, 333.
[4] РНБ, Погод. № 1564, XVI в. Слово датируется тем, что сам архимандрит Вассиан скончался уже в 1568 году, лишь годом после святителя.
← Святитель Агриций (Агрекий, Агреций, Агрикий, Агритий), епископ Трирский