Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Преподобный Косма Зографский, иеромонах, отшельник

Память 22 сентября, 23 февраля [2] и в Соборе Афонских преподобных.

Болгарин, в юности уклонился от вступления в брак, тайно от родителей ушел на Афон. Уже тогда, в пути, диавол пытался поколебать стремление юноши, смущая его видением непреодолимой морской пучины, окружавшей Святую Гору. Горячая молитва юноши развеяла демонское наваждение.

На Афоне святой Косма был принят в Зографскую обитель. Там он долго был послушником, а потом принял монашество и был назначен экклесиархом.

Святой Косма получил особую милость быть тайнозрителем Небесной Игумении Афонской Горы, Которая на праздник Благовещения в Ватопедской обители благоволила зримо открыть ему попечение о Своем земном жребии: видел он Женщину царственной красоты и величия, Которая распоряжалась и в храме за службой, и в трапезной, все же иноки были послушными Ее служителями.

Вскоре святой был рукоположен во диакона, а затем и во пресвитера, что побудило его к новым подвигам. Ревнуя о спасении, святой по горячим молитвам к Пресвятой Богородице вновь удостоился знака Ее особого покровительства: он услышал голос Богоматери, исходивший от Ее святой иконы и вопрошавший Сына Своего: "Как спастись Косме?" Ответ Господа был таков: "Пускай удалится из монастыря на безмолвие". Испросив благословение настоятеля, святой Косма удалился в пустынь, и там, в пещере, высеченной в скале, начался новый подвиг безмолвного отшельничества. Бог не оставлял своего верного молитвенника: святой сподобился дара прозорливости.

Как в начале подвижничества враг рода человеческого пытался отклонить святого с намеченного пути, так и предсмертные дни праведника были для него тяжким испытанием. Незадолго до кончины избранник Божий был удостоен видения Самого Христа, Который известил святого, что, прежде чем душа его отойдет в Царство Небесное, сам сатана со своим полчищем жестоко изобьет его и изранит. Подготовленный к страданиям Божественным утешением, святой мужественно вынес попущенное Богом страшное диавольское глумление и на третий день после свирепых побоев, приобщившись Пречистых Таин, со славословием на устах, мирно отошел ко Господу.

Бог, "прославляющий славящих Его", чудно прославил по смерти и преподобного Коему: во время погребения святого к пещере его стеклось множество зверей и птиц, как будто понимавших общую утрату Святой Горы, когда же тело опустили в могилу и стали засыпать землей, каждая из бессловесных тварей издала печальный глас, отдавая последнюю почесть угоднику Божию.

Когда, по обычаю, через 40 дней после всенощного бдения братия открыла святые останки праведника, чтобы перенести их с честью в обитель, чудным образом их не оказалось - Господь сокрыл их. Это было в 1323 году.

Использованные материалы

Страница календаря портала Православие.ру:
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1585.htm
____________

[1] По данным Германовского Календаря (см. Saint Herman Calendar 2008, 19) и Настольной книги священнослужителя (М., 1978, т.2, с. 649) - 1281. Однако "зелёная" Минея-Февраль, с. 811 (см. http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb811.html ), содержащая многие исправления информации, впервые опубликованной в Настольной книге священнослужителя, указывает уже 1323 год.

[2] Эту совместную с прп. Дамианом Есфигменским память указывают Германовский Календарь (см. Saint Herman Calendar 2008, 19), Настольная книга священнослужителя (М., 1978, т.2, с. 649) и "зелёная" Минея-Февраль, с. 811 (см. http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb811.html ).

 ←  Святитель Иоанн III Антиохийский, Схоластик, патриарх Константинопольский

Преподобный Моисей Белозерский  →