Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Преподобный Серапион, епископ Тмуитский

Один из замечательных литературных деятелей начала IV в..

Память 21 марта.

Сведения о нем весьма скудны, несмотря на то, что Западная Церковь очень рано причислила его к лику святых.

Около 282 г. был назначен начальником огласительного Александрийского училища.

Во время арианских смут Серапион оставил эту должность и удалился в пустыню, чтобы вести созерцательную иноческую жизнь, преимущества которой он красноречиво описал в "Письме к монахам" (Έιστολη πρός μοναζοντας). Слава аскетических подвигов привлекала к нему целые толпы любителей отшельничества. В короткое время сгруппировалась около него монашеская община в 10000 человек.

Св. Антоний находился в "искренней дружбе" с Серапионом, поверял ему свои видения и, умирая, оставил ему свою милоть, a Серапион составил житие Антония, известное пока только в славянском переводе.

Когда в 326 г. св. Афанасий вступил на александрийскую кафедру, он скоро вызвал из пустыни своего "друга и товарища" Серапиона и рукоположил его во епископа города Тмуита (в Нижнем Египте).

Серапион был в числе тех ста египетских епископов, которые подписались под оправдательным в защиту св. Афанасия посланием ко всем православным епископам, и выступил горячим его сторонником и пред собором Сардикийским в 347 г.

В 355 г. от лица египетских православных епископов отправился ходатайствовать за св. Афанасия к имп. Констанцию. Созомен так писал об этом:

Между тем Афанасий узнал, что при дворе строятся против него козни и, не имея дерзновения отправиться сам, да и не предвидя от этого пользы, избрал из египетских епископов пятерых, между коими был Серапион тмуитский, муж весьма уважаемый за святость жизни и красноречие, и послал их к царю... [1].

Этим ходатайством Серапион навлек на себя гнев императора и по его приказанию подвергся ссылке. Из места ссылки, как полагают, Серапион написал письмо к епископу Евдоксию, в котором говорит о прочности и непоколебимости церкви Христовой среди тяжких гонений и испытаний.

Вскоре Серапион получил возможность возвратиться в Египет, на прежнюю кафедру.

Год кончины Серапиона неизвестен; одни полагают, что он скончался ранее Селевкийского собора 359 г.; другие относят его смерть к 366 г.

Блаж. Иероним Стридонский:

Серапион, епископ Тмуитский, который вследствие своей гениальности удостоился прозвища Схоласт, был близким другом монаха Антония. Опубликовал превосходную книгу против учения манихеев, а также книгу "О надписаниях псалмов" и "Полезные послания к разным лицам". При императоре Констанции был известен как исповедник [2].

Труды

Помимо упомянутого жития св. Антония сохранилось также известное только на коптском языке житие св. Макария Великого. Составленные Серапионом "Монашеские правила" (Regula ad monachos) дошли до нас в латинском переводе.

Кроме названных сочинений, блаж. Иероним приписывает Серапиону "Книгу против манихеев", "Книгу о надписаниях псалмов" и "Полезные послания к разным лицам".

"Книга против манихеев" (Liber adversus manicheos) состоит из XXVII глав и впервые стала известна ученому миру в извлечениях некоего Сикста Синенского. Полный латинский перевод ее, сделанный в XVI в. Франциском Туррианом, напечатан в первый раз Генр. Канизием в V томе его "Antiquae lectiones". Греческий текст "Книги против манихеев" в первый раз был напечатан по неисправному голштинскому кодексу гамбургской библиотеки Баснажем в "Thesaurus Canisianus", потом Годландом в "Veter. patr. bibliothec." и, наконец, Минем в "Patrol. curs. complet." (т. XL). О выдающихся достоинствах "Книги против манихеев", кроме блаж. Иеронима, говорят св. Епифаний в своем сочин. "О ересях" и патриарх Константинопольский Фотий, поставивший ее автора наряду с Титом Бострийским.

"Книга о надписании псалмов" до нас не дошла, но труды Серапиона по изучению Св. Писания, преимущественно книг Ветхого Завета, не подлежат ни малейшему сомнению. Архиеп. Филарет Черниговский указывает толкования Серапиона в своде толкований на осмокнижие по рукописям библиотек тирской (№ 50), венской (№ 7) и венецианской св. Марка (№ 15). Проф. Дмитриевскому известны толкования С. в своде на пятокнижие Моисея по рукописям библиотек ватиканской (№№ 746, 47 и 48), венской (№ 4) и патмосской (№ 216).

О третьем сочинении Серапиона, "Полезные послания к разным лицам", мы ничего не знаем, если не включать в их число вышеупомянутых писем Серапиона к епископу Евдоксию и к монахам.

Христианская древность считала Серапиона весьма плодовитым писателем с глубоким богословским умом и обширною для своего времени эрудицией.

Проф. Дмитриевский нашел в пергаментной рукописи Х—XI в., принадлежащей библиотеке лавры св. Афанасия на Афоне, сочинение Серапиона литургического, или церковно-богослужебного, характера. Сочинение это, которое проф. Дмитриевский называет Евхологием, важно как по личности автора его, жившего до великих литургистов Востока — Василия Великого и Иоанна Златоустого, так и по полноте состава или объема, во многом напоминающего VIII книгу "Постановлений апостольских". За древность "Евхология" говорит и простота состава чинов, и несложность обрядовых действий.

Литература

Архиеп. Черниг. Филарет, "Историческое учение об отцах церкви" (т. II, СПб., 1882);
А. Дмитриевский, "Евхологион IV века Сарапиона, еписк. Тмуитского" ("Труды Киевской дух. академии", 1894, февраль).

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
______________

[1] Созомен. Церковная история Книга четвертая. Глава 9.

[2] Иероним Стридонский. О знаменитых мужах. Глава 99.

 ←  Мученик Мирон Критский

Мученицы Каллиника и Василисса Римские  →