Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Праведный Даниил Ачинский

Память 15 апреля, 16 декабря (Сибир.), в Соборах Сибирских и Полтавских (Укр.) святых.

В миру Делиенко [1] Даниил Корнилиевич, родился 12 декабря 1784 года в местечке Новые Сенжары Кобелякского уезда Полтавской губернии в бедной семье казаков. Был крещен в местной Успенской церкви.

С января 1807 года служил солдатом, с 1809 года - в артиллерии.

Участвовал в Отечественной войне 1812 года, был ранен, с русскими войсками вступил в Париж. По свидетельству родных, из Франции присылал на Полтавщину на имя приходского протоиерея Петра Базилевича письма и денежные переводы.

После 1817 года вернулся в Россию.

К 1820 году в звании унтер-офицера исполнял обязанности каптенармуса. В батарейной школе обучился грамоте, читал духовную литературу, решил принять постриг. В этом же году батарея, в которойрой служил Даниил Корнилиевич, квартировалась в Лебедине (ныне Сумская область, Украина). В августе того же года подвижник посетил родных, рассказал о намерении поступить в монастырь, раздал деньги и часть своей земли ближним. По преданию, стал подвизаться в пещере в глухом лесу, посещал хутор Диканька, в Никольском храме молился перед чтимой иконой свт. Николая Чудотворца.

В начале 20-х годов XIX века отказался от предложенной командиром полка военной карьеры и офицерского чина, находился под арестом, в карцере читал Священное Писание и Жития святых.

9 июня 1823 года решением военного суда "за принятое намерение удалиться от службы для пустынножительства... по конфирмации главнокомандующего 1-й южной армии, как упорствующий в своем мнении и не хотящий служить" (на суде сказал: "Лучше получить смерть, чем оставить оное намерение"), был лишен воинского звания и направлен в ссылку в Нерчинск; вместе с другими каторжанами шел в кандалах.

В 1824 году Тобольской экспедицией был определен "на вечные работы" на Боготольском винокуренном заводе (ныне город Боготол Красноярского края). Со смирением трудился на самых тяжелых работах, ночи проводил в молитве. Претерпел издевательства от местного пристава Е. П. Афанасьева, который однажды зимой выгнал подвижника обнаженным на мороз и приказал поливать его водой. Через некоторое время пристав тяжело заболел, но раскаялся в злодеяниях и выздоровел по молитвам преподобного. "Бог тебя простит, ибо я... наказания достоин, потому что я - клятвопреступник",- сказал Даниил Корнилиевич. По ходатайству Афанасьева перед губернатором был освобожден от каторжных работ.

Поселился в Ачинске, несколько лет жил в келье во дворе купца А. Хворостова, затем в тесной келье у крестьянина деревни Зерцалы близ Ачинска, которая, по словам жизнеописателя святого - инока Парфения, была "совершенный гроб" с окном "в медный гривенник". Жил в совершенном нестяжании, шил одежду для односельчан, помогал соседям по хозяйству, жал и косил на полях. Вкушал ржаной хлеб или картофель с водой, носил железные вериги, обруч и берестовый пояс, который к концу жизни врос в тело.

Многие стали приходить к Даниилу Корнилиевичу как к старцу, стяжавшему дар прозорливости, просили совета и молитв, посетил его и Иркутский архиепископ Михаил (Бурдуков). Когда владыка, уезжая, захотел в благодарность старцу дать ему денег хотя бы на масло для лампады, тот ответил: "Лампадку для чего мне иметь, когда в душе моей тьма? А когда бывает в душе моей свет, то кольми паче мне нужна лампадка, ибо без того светло и радостно".

Преподобный сторонился мирской славы, не любил празднословия. В «Сказании» инока Парфения повествуется, как к Даниилу Корнилиевичу приехала томская мещанка М. И. Иконникова, праздно путешествовавшая по святым местам. Старец встретил ее с гневом: "Что ты, пустая странница, пришла ко мне? Зачем ты бродишь по свету и обманываешь Бога и людей? Тебе дают деньги в Киев на свечку и на молебны, а ты их тратишь на свои прихоти". Несмотря на обличения старца, вскоре Иконникова с родственниками вновь отправилась в "паломничество". В Саровской пустыни прп. Серафим также обличил Марию: "Зачем ты пошла в Россию? Ведь тебе брат Даниил не велел больше ходить в Россию! Теперь же ступай назад домой".

В другой раз, когда один из односельчан решил заглянуть в окно кельи старца, оттуда вырвалось пламя и едва не опалило любопытного. "Впредь не испытывай",-крикнул старец односельчанину из-за дверей.

Предчувствуя скорую кончину, старец Даниил снял с себя вериги и обруч, чтобы скрыть свой подвиг от людей.

В январе 1843 года по просьбе духовной дочери, настоятельницы Рождественского монастыря города Енисейска игумении Евгении (Стариковой), старец переехал в обитель, где и скончался 15 апреля 1843 года. За 3 дня до смерти он дал наставление игумении и сестрам. В день кончины старца исповедовал священник Василий Касьянов, служивший в Рождественском храме монастыря, автор жизнеописания преподобного. Предшественница Евгении, бывшая игумения монастыря Девора, будучи совершенно слепой, увидела вдруг свет, когда почившего старца несли мимо ее кельи. Старец был похоронен в монастыре.

В 1860 году над могилой старца в 5 саженях от Рождественского храма была поставлена часовня во имя прп. Даниила Столпника, в которой служились регулярные панихиды, совершались исцеления.

В мае 1920 года [2] постановлением президиума Енисейского губернского комитета РКП захоронение Даниила Ачинского было вскрыто, часовня уничтожена, останки преподобного, вероятно, тогда же были перезахоронены, к 2012 году их местонахождение неизвестно.

Прославление

14 ноября 1999 года во время Божественной литургии, которую совершил в кафедральном Покровском соборе Красноярска архиепископ Красноярский Антоний (Черемисов), состоялся чин канонизации старца в лике местночтимых святых.

В 2000 году была найдена чугунная плита с могилы старца, на начало XXI века хранящаяся в кафедральном Успенском соборе Енисейска. В том же храме находится икона преподобного, написанная в 1989 году по благословению настоятеля.

Протоиерей Геннадий Фаст по благословению Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония (Черемисова) написал церковную службу святому старцу, в том числе и молебный канон.

20 января 2001 года во имя Даниила Ачинского была освящена церковь на кладбище Бадалык в Красноярске. В 2011 году построен храм во имя святого в Привокзальном районе Ачинска.

Тропарь

Ангельски на земли поживших и со ангельскими чинми на Небеси ныне светло ликующих святых, в земли Сибирстей просиявших, песньми почтим: радуйся, праведный Данииле, манием Божиим в Сибирь пришедший и святостью жития твоего ю просветивший. Ты моли о нас Превечного Бога.

Литература

Касьянов В., прот. Сказание о жизни и подвигах в Бозе почившего старца Даниила. СПб., 1871
Сказание о старце Данииле, собранное иноком Парфением, со Св. горы Афонской из мон-ря вмч. и целителя Пантелеимона // Фаст Г., прот. Енисейск правосл. Красноярск, 1994. С. 143-172
Серафим (Чичагов), митр. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. М., 1996. Гл. 17.
Рус. паломник. 1911. № 19. С. 303-304
Фаст Г., прот. Сведения о мощах прав. старца Даниила // Он же. Енисейск правосл. С. 83-85
Жития сибирских святых: Сибир. патерик. Новосиб., 1998. С. 199-204
Антоний (Черемисов), архиеп. О канонизации исп. и подвижника Енисейской земли старца Даниила Ачинского (Даниила Корнеевича Делиенко, 1784-1843) в лике местночтимых сибирских святых. О канонизации архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого, 1877-1961) в лике местночтимых сибирских святых, в красноярской земле просиявшего. Красноярск, 1999
Дмитрук А., прот. Патерик Сибир. святых и подвижников благочестия. Единец, 2006. С. 463-466.
Популярный вариант жизнеописания Даниила Ачинского собирался составить и издать Л. Н. Толстой.

Использованные материалы

-Кочетов Д.Б. Даниил Ачинский // Православная энциклопедия, Т. 14, С. 109-111
http://www.pravenc.ru/text/171286.html
-О жизни и подвигах старца Даниила Ачинского (из книги «Казанскому собору 175 лет») // страница официального сайта Ачинского благочиния
http://www.aksobor.ru/Daniil1.php
___________

[1] По другим данным - Делие, Дёмин

[2] По др. сведениям, в апр. 1921

 ←  Благоверный Мстислав, во святом крещении Феодор, великий князь Киевский

Светлая седмица  →