Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Икона Божией Матери "Одигитрия" Сумельская ("Панагия Сумела")

Сумельская икона Божией Матери "Одигитрия" сопровождала апостола Луку во время проповеди Евангелия, а после кончины апостола его ученик Анания передал ее христианам города Фивы, которые позднее воздвигли для этой иконы Божией Матери величественный собор.

Мало кто знает, что в знаменитом афинском Парфеноне был устроен православный храм, главной святыней которого и стала эта икона Божией Матери, перенесенная из Фив в Афины, и с тех пор некоторое время носившая наименование «Афиниотисса» (Афинская).

Когда в 386 году Пресвятая Богородица пожелала изменить место пребывания Своей иконы, святые Варнава и Софроний последовали за чудотворным образом и на горе Мела возле города Трапезунда, на берегу Понта (то есть Черного моря), основали монастырь. Афинская икона Божией Матери была перенесена в эту обитель, и с тех пор икона получила наименование Трапезундской, или Сумельской. Она стала одной из самых почитаемых в Византии.

Сумельскую икону Божией Матери «Одигитрия» чтили императоры, и особенно из династии Комнинов, благоволившие к отдаленной приморской обители.

В VIII веке, когда в Византии началась иконоборческая ересь, десятки тысяч христиан бежали на окраины Византии. Часть из них, переплыв Понт, основали на Тавриде (то есть в Крыму) монастырь Успения Пресвятой Богородицы, который находился с Сумельским монастырем в духовном общении, а его внутреннее устройство соответствовало устройству монастыря в Сумеле. Бахчисарайская икона Божией Матери — это список Сумельской святыни.

Чудотворная икона пребывала в Сумельском монастыре и после падения Византии, когда турки завладели Малой Азией. Монастырь не пострадал — чудеса, являемые Божией Матерью по молитвам пред этой иконой, были так столь велики, что икону почитали турецкие султаны Ибрагим I (1635), Мехмет (1662), Сулейман II (1681), Мустафа II (1693) и Мехмет III (1700).

В 1922 году в Малой Азии началось то, что историки называют «Малоазиатской катастрофой». Тысячи греков стали выселяться с территории Турции, а на их место селились турки. Турки не хотели отдавать грекам Сумельскую икону Божией Матери, и монахи тайком вынесли ее из монастыря, спрятали недалеко от обители в маленькой церкви у святой Варвары, а в августе 1924 года последние иноки тайно вывезли ее в Грецию.

Как величайшая святыня греческого народа, Сумельская икона Божией Матери была помещена в Афинский исторический музей, где пребывала тридцать лет. Но понтийские греки (так называли переселенцев, изгнанных турками из Понта, то есть с побережья Черного моря) не могли смириться с тем, что их святыня находится в музее.

В августе 1952 года на деньги греков-переселенцев в горах недалеко от города Верия (в ста тридцати километрах от Салоник) был выстроен Успенский храм (предполагалось, что для монастыря), в который и была передана чудотворная икона. В этом отдаленном храме и находится сейчас одна из самых древнейших икон Божией Матери.

 ←  Икона Божией Матери "Прибавление Ума"

Святитель Мартирий, архиепископ Новгородский  →