Преподобный Викентий Леринский
Викентий (Винсент) Леринский (Лиринский) (лат. Vincentius Lirinensis) (+ ок. 445/450), иеромонах, преподобный, церковный писатель.
Сведения о жизни святого Викентия крайне скудны. Основным биографическим источником о нём является сочинение Геннадия Массилийского «О знаменитых мужах» (лат. De viris illustribus), составленное около 495 года в продолжение одноимённого труда святого Иеронима Стридонского.
Викентий родился в городе Туль на северо-востоке современной Франции. Был родным братом святого Лупа. После службы в армии (лат. secularis militia) поступил в Леринский монастырь святого Гонората, где принял монашеский постриг. В 434 году под псевдонимом Перегрин написал своё самое известное сочинение «Памятные записки» (лат. Commonitorium).
Скончался в царствование императоров Феодосия II и Валентиниана III, то есть в 450 году или ранее.
Викентий был высоко оценён своими современниками, так святитель Евхерий Лионский назвал его святым мужем, выдающимся в красноречии и знаниях.
Преподобный Викентий был автором многих богословских трудов, бо́льшая часть которых не сохранилась. Наиболее известен его трактат о сущности и развитии православно-догматического учения. Полное заглавие трактата, изданного Викентием под псевдонимом "Перегрин": "Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков" ("Commonitorium primum, seu tractatus Peregrini pro catholicae fidei antiquitate et universitate adversus profanas omnium haereticorum novitates").
Этот труд был написан в 434 году и имел своей целью, как видно из заглавия, установить и доказать неизменную древность и всеобщность Православной веры. Автор утверждает, что неизменность догматов вполне совместима с их развитием как постепенным осмыслением уже данных в откровении истин. В качестве критерия истинности Предания он выдвинул знаменитую формулу: "В самой же Кафолической Церкви особенно до́лжно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все" ("Quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est"). Этот критерий доселе признаётся православным богословием как единственно точный и достаточный.