Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Святитель Игнатий (Гозадини), Мариупольский, митрополит Готский и Кафский

Игнатий (Гозадини) [1] (1715 - 1786), Мариупольский, митрополит Готфейский и Кефайский (Готский и Кафский), святитель. Память 3 февраля и в Соборе преподобных русских Святогорцев.

"Моисей Мариупольских греков" родился в 1715 году в Греции на острове Фермия в знатной благочестивой семье. Воспитываясь с юных лет на Афоне, где монашеский подвиг нёс один из его близких родственников, он всем сердцем полюбил иноческое житие с отречением от мирской суеты. Потому ещё в юных летах он принимает монашество с именем Игнатий.

Пройдя все иерархические степени священства вплоть до епископского сана, он проявил себя как добрый и неленостный пастырь, за что снискал любовь и уважение своих пасомых. Константинопольский патриарх отметил его доброе служение тем, что поставил в сане архиепископа на должность члена Патриаршего Синклита.

Современники характеризуют его как "мужа честного, богобоязненного, доброго нрава, скромного по внешнему поведению и душевному расположению, монаха с юности целомудренного, бдительного, ведущего себя прилично ангельскому образу, благочестивого, обладавшего достаточною деловитостью и опытностью в ведении церковных дел" и отличавшегося богатыми природными способностями.

В 1769 году назначен на Готфейско-Кефайскую кафедру в Тавриде в сане митрополита. Он поселился в скиту возле греческого селения Марианополя, неподалеку от Бахчисарая, где была резиденция Крымских ханов.

Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с Российским правительством которые увенчались принятием крымских христиан в русское подданство. После Литургии, совершённой 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита (Бахчисарайский Успенский монастырь), он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, поэтому турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии и не сумели ему помешать.

В июне 1778 года, оставив свои дома и могилы предков, с великой святыней - Бахчисарайской иконой Божией Матери они вышли в путь. Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной - владыка Игнатий. Около 20 тысяч человек покинуло пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиг и мужество императрица Екатерина II наградила святителя бриллиантовой панагией.

По молитвам архипастыря во время странствования беженцы преодолевали и трудности, и страшные болезни. Так, когда приключилась неизвестная страшная эпидемия в пути, он молился священномученику Харлампию, который перед этим явился ему в видении. Уже на русском берегу Азовского моря, где остановились переселенцы, по благословению митрополита Игнатия был заложен город Мариуполь. Здесь владыка и основал свою кафедру, перейдя под омофор Русской Православной Церкви как викарный архиерей Славянской и Херсонской епархии с сохранением титула митрополита Готфейско-Кефайского и с попечением о греческой общине края. Город назван в честь Царицы Небесной, их Покровительницы в пути следования и в дальнейшей жизни на новом месте.

Первейшей заботой Мариупольского митрополита Игнатия стало устроение духовной жизни пасомых. Но тяготы и лишения на новом месте, опасность нападения турецкого десанта, нередко высаживавшегося на побережье с целью вернуть своих бежавших рабов, - всё это вызывало ропот и малодушие людей. Они начали обвинять святителя во всех своих бедах и нестроениях.

Это тяжелейшее испытание архипастырь превозмог молитвой и кротостью. Он поселился в шести верстах от города в построенной им каменной келье.

Скончался святитель 3 февраля 1786 года после двухнедельной болезни. Был похоронен в первом мариупольском храме - соборе святого Харалампия.

Через некоторое время имя святителя, доселе находившееся под покровом полузабвения, вновь пробудило благодарную память о нём среди православных Русского Приазовья. Панихиды на могиле праведника собирали множества людей, проводились чтения и исторические изыскания о его жизни и трудах.

В 1936 году безбожники Свято-Харлампиевский собор разрушили, а гроб святителя вскрыли. Тогда же и обнаружилось, что мощи его нетленны. Во время оккупации, когда вновь были открыты храмы, тело его перенесли в церковное здание. При освобождении Мариуполя подожжённый немцами город горел, вместе с ним горели и святые мощи. Так исполнилось предсказание святителя, что тело его сгорит вместе с городом. И всё же часть мощей уцелела. Стараниями верующих эта часть хранилась ими до 1992 года, когда гробничка со святыней была передана в Мариупольский Николо-Преображенский портовый храм.

Священный Синод Украинской Православной Церкви на заседании от 11 июня 1997 года благословил причисление к лику местночтимых святых святителя Игнатия, а 15 ноября 1998 года в Свято-Николаевском кафедральном соборе города Мариуполя митрополит Владимир (Сабодан) в сослужении других архиереев Украинской Православной Церкви возглавил Божественную литургию и чин прославления святителя Игнатия Мариупольского, митрополита Готфейского и Кефайского.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Вторы́й Моисе́й яви́лся еси́,/ святи́телю о́тче Игна́тие,/ то́й бо избра́нный наро́д спа́сл е́сть от ра́бства еги́петскаго,/ ты́ же христиа́н изба́вил еси́ от мучи́тельства ага́рянскаго,/ сего́ ра́ди в вы́шних венце́м сла́вы украше́н./ Моли́ Христа́ Бо́га// все́й держа́ве на́шей и гра́ду твоему́ в ми́ре спасти́ся.

Кондак, глас 8

Дне́сь гра́д Мариу́поль тобо́ю хва́лится,/ в че́сть Де́вы Мари́и для ве́рных тобо́ю основа́нный,/ в не́м бо моли́твами и чудеса́ми просия́л еси́,/ святи́телю о́тче Игна́тие./ Те́мже име́я дерзнове́ние ко Го́споду,// помина́й на́с, чту́щих святу́ю па́мять твою́.

Молитва

О, великий Святителю и пастырю наш добрый, молитвенниче всея земли Приазовския и града Мариуполя основателю, отче священнейший Игнатие! К тебе смиренно припадаем и усердно молимся: яви нам, грешным, любовь твою отеческую и многомощное твое заступление. Испроси предстательством твоим у Всемилостивого Бога нашего вся яже на пользу душам и телесем нашим, согрешений наших прощение, любовь нелицемерную, ревность о спасение нашем, да благодатию Его Божественною соблюдаеми и спасаеми, славу, благодарение и поклонение возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
_________________
[1] Иные версии: Гезединос (Γεζεδινος), Газадини; в другой транскрипции: Хозадинос. Часто также переиначивается на русский лад: Гозадинов, Хозадинов.

[2] Страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/4120/saint.aspx

Источник: http://drevo-info.ru/articles/4000.html

 ←  Святитель Афанасий (Вольховский, Волховский), Полтавский чудотворец

Преподобный Вонифатий (Виноградский), Феофановский, Киевский, игумен  →