Праведный Аарон, первый ветхозаветный первосвященник
Аарон (евр. אַהֲרֹן, Ахарон, греч. Ἀαρών; 1574 - 1451 до н.э.), первый ветхозаветный первосвященник, праведный. Память 20 июля, 12 марта (Греч. [1]) и в Неделю святых праотец.
Родился в 1574 г. до н.э. [2] в Египте, сын Амрама и Иохаведы из колена Левиина (Исх. 6:20; Чис. 26:59). Он был моложе своей сестры Мариам и на три года старше брата Моисея (Исх. 7:7).
По архимандриту Никофору, его имя означает "высокий, гора, гора света, учитель, просвещённый" [3]. По Библейской энциклопедии Брокгауза, значение имени точно не установлено, возможно, соответствует египетскому "великое имя".
Аарон взял себе в жёны Елисавету, дочь Аминадава и сестру Наассона из колена Иуды (Чис. 1:7), и имел от неё четырех сыновей: Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх. 6:23).
В 1491 г. до н.э. Аарон был призван Богом в помощники своему брату Моисею. По причине косноязычия Моисея Аарон должен был говорить за него перед народом и египетским фараоном, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его (Исх. 4:16, Исх. 7:1).
Братья встречаются в пустыне (Исх. 4:27), выступают перед старейшинами еврейского народа (ст. 28-31) и перед фараоном. При разговоре с фараоном и при первых трёх казнях египетских Аарон действует жезлом (Исх. 7:9,19; Исх. 8:5,17), который позднее действует только в руках Моисея. Аарон и Моисей получают Божие позволение на исход из Египта (Исх. 12:31) и руководят народом в период странствования по пустыне (гл. 16).
Когда Моисей молится во время битвы израильтян с амаликитянами, Аарон вместе с Ором поддерживает его руки (Исх. 17:12). Аарон вместе с Моисеем восходит на гору Синай (Исх. 19:24), сопровождает вождя с двумя своими сыновьями, Надавом и Авиудом, и 70 старейшинами при торжественном заключении завета с Господом (Исх. 24:1,9). Когда Моисей вновь восходит на гору Синай, то назначает вместо себя Аарона и Ора, которым на время своего отсутствия поручает вершить суд (ст. 14).
В последующие 40 дней Моисей получает от Бога среди прочих и повеление посвятить Аарона и его сыновей во священники (Исх 28; Исх 29). Потомки Аарона получили право наследовать первосвященство (Исх. 29:29). Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение - всё это устанавливается Самим Богом (Чис. 4:18).
В то время как Моисей находится на горе, Аарон уступает давлению народа и воздвигает изваяние тельца. Здесь Аарон проявляет себя человеком слабовольным, не имеющим авторитета вождя. Но вину за свою беспомощность и отпадение от Бога он перекладывает на народ (Исх 32). Моисей своим заступничеством спасает брата от гнева Божьего (Втор. 9:20) и по сооружении скинии собрания посвящает Аарона и его сыновей в священство в соответствии с волей Господа (Лев 8). По архимандриту Никифору, это произошло в 1490 г. до н.э.
В день посвящения старшие сыновья Аарона Надав и Авиуд "принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им"; за такое своеволие они были наказаны смертью (Лев. 10:1 и далее). О том, сколь строго Бог относится к священническому служению, свидетельствует не только их внезапная смерть, но и то, что Аарон как первосвященник не смел выражать своё личное горе, иначе ему тоже грозила смерть (ст. 6). Наказуя, Бог остаётся верен Своему слову: "в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь" (ст. 3).
На втором году странствования по пустыне Аарон вместе с Мариам выступил против Моисея. Они упрекали Моисея за "жену Ефиоплянку" и усомнились в его особом положении перед Богом. Можно предположить, что инициатива в этом выступлении принадлежала Мариам, которую Господь наказывает проказой. Аарон заступается за неё перед Моисеем, и благодаря молитве последнего ей даруется исцеление (Чис 12).
Восстание Корея, Дафана и Авирона направлено не только против власти Моисея, но и против закрепления права на священство за Аароном и его сыновьями. Когда народ обвиняет Моисея и Аарона в смерти бунтовщиков, Господь посылает на израильтян поражение, которое Аарон предотвращает посредством жертв воскурения. Затем Господь вновь подтверждает священство Аарона: жезл Левия, на котором было написано имя Аарона, зазеленел и расцвёл (Чис 16; Чис 17). В дальнейшем этот жезл был помещён в ковчег завета (Евр. 9:4).
В Кадесе Аарон оказывается причастным к вине Моисея, дважды ударившего жезлом по скале, тогда как ему следовало ограничиться словом. За это они оба теряют право войти в землю обетованную (Чис 20). Вскоре Господь отзывает Аарона. Моисей, по указанию Господа, восходит на гору Ор вместе с Аароном и Елеазаром. Там он снимает с Аарона первосвященнические одежды и облекает в них Елеазара, который занимает место своего отца.
Скончался Аарон в 1451 г. до н.э., 123-х лет от роду, на горе Ор в пустыне (Чис. 33:39). В книге Второзакония место кончины Аарона называется Мозер (Втор. 10:6), а гора Ор и доселе называется у арабов горою пророка Аарона (Джебель Гарун). На ней показывают место его погребения. Народ израильский почтил его кончину тридцатидневным плачем (Чис. 20:29).
В книге Псалмов он называется святым Господним (Пс. 105:16). В Евр 7-9 подчёркивается ограниченность во времени и несовершенство Ааронова священства по сравнению с мессианским священством "по чину Мелхиседека" (Евр. 5:6; Евр. 7:11). Священников Израиля впоследствии обозначали как "сыновей Аарона". "Сыны Садока", служившие священниками в Иерусалимском храме с момента его освящения при Соломоне и до 171 г. до Р.Х. (за исключением периода вавилонского плена), тоже принадлежат к потомкам Аарона. Звание первосвященника сохранялось за его потомками до пришествия на землю Христа Спасителя, преемственно переходя к старшему в роде.
По учению апостола Павла (Евр. 5:4-6), Аарон как первосвященник Израиля был прообразом Иисуса Христа, Первосвященника Нового Израиля, Новозаветной Церкви.
______________
[1] "Ὁ Ἅγιος Ἀαρών", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2910/sxsaintinfo.aspx.
[2] Архим. Никифор: "По общей хронологии рождение Аарона было в 1574 г. до Р.Х., призвание в 1491 г., посвящение в 1490 г., и смерть в 1451 г."
[3] Весьма употребительна на Востоке форма этого имени "Гарун".
Источник: http://drevo-info.ru/articles/2353.html