Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Святитель Епифаний, патриарх Константинопольский

Епифаний (+ 535), патриарх Константинопольский, святитель. Память 25 августа (Греч. [1]).

До избрания на патриарший престол Епифаний был пресвитером и синкеллом своего предшественника, патриарха Иоанна II Каппадокийца [2], также ведал сиротскими домами [3]. Хорошо знал Священное Писание [4].

С 25 февраля 520 года - патриарх Константинопольский. Избран имп. Юстином I и имп. Евфимией, а также сенатом с согласия священников, монахов и жителей столицы.

В письме папе Гормизду от 9 июля 520 года сообщил о своем избрании и привел исповедание веры, в котором, в частности, выразил приверженность IV Вселенскому Собору и исповеданию веры св. Льва I Великого, папы Римского. Кроме того, Епифаний заверил папу, что, следуя папским условиям, на основе которых в 519 году было восстановлено общение Римской и Константинопольской Церквей (см. Акакианская схизма), он не позволяет поминать в диптихах и за богослужениями имена Константинопольских патриархов от Акакия до Иоанна II, которых осудил папа [5].

9 сентября 520 года Епифаний направил папе Гормизду решение Константинопольского Поместного Собора о поставлении его патриархом [6], сопроводив письмом, в котором предупреждал, что многие епископы Понта, Асии и Востока отказываются, несмотря на требование папы, вычеркнуть из диптихов имена своих предшественников, подписавших "Энотикон" имп. Зинона, что может служить препятствием для сохранения церковного мира. Епифаний просил папу смягчить требования, о чем папе также писал будущий имп. Юстиниан I, племянник имп. Юстина I, клирики и епископы Востока [7].

В ответном письме, отправленном после 17 сентября 520 года, папа Гормизд порицал Епифания за то, что тот с большой задержкой сообщил ему о своем поставлении [8]. Задержка произошла по причине общего недовольства в Константинополе из-за требования папы Гормизда осудить и вычеркнуть из диптихов всех Константинопольских патриархов и поместных епископов, подписавших "Энотикон", включая даже тех, кто были изгнаны за приверженность IV Вселенскому Собору, как, напр., Константинопольский патриарх Македоний II. Это требование в Константинополе считали чрезмерным и уговаривали папу ограничиться осуждением патриарха Акакия.

В пространном письме от 26 марта 521 года папа Гормизд отвечал на просьбы императора и Епифания смягчить требования относительно осуждения епископов, подписавших "Энотикон" [9]. Папа привел подробное изложение исповедания веры, ставшее основанием для осуждения ересиарха Нестория, патриарха Константинопольского, и архим. Евтихия, и заверил, что он согласен придерживаться церковного единства с Иерусалимской Церковью в случае принятия ее иерархами этого текста. Относительно осуждения епископов в письме ничего не говорилось, однако встречается напоминание о необходимости решить дело Фессалоникийской Церкви в пользу Рима. Также Епифанию было направлено краткое письмо, содержащее благодарность папы за присланные ему дары: золотую чашу, украшенную драгоценными камнями, серебряные блюдо и чашу и 2 покрывала [10]. В последующем письме папа Гормизд вновь попросил Епифания восстановить на своих кафедрах викарных епископов Фессалоникийской епархии Гелия, Фому и Никострата, которые были изгнаны по причине внутренних раздоров и о которых папа Гормизд уже писал предшественнику Епифания, Константинопольскому патриарху Иоанну II. С возвращением этих епископов на свои кафедры папа увязывал сохранение церковного мира, достигнутого между Церквами Рима и Константинополя [11].

В мае 521 года одновременно с имп. Юстином Епифаний сообщил Гормизду о низложении Антиохийского патриарха Павла II [12].

В 525 году с посольством от короля остготов Теодориха Великого в Константинополь прибыл папа Иоанн I (523-526). Со стороны императора и Епифания ему было оказано почтение и предоставлено 1-е место во всех церковных церемониях, в частности, папа служил на латыни рождественскую и пасхальную службы в храме Св. Софии.

В начале 532 года в Константинополе прошло собеседование между православными и сторонниками Севира, патриарха Антиохийского, в конце которого последние предложили имп. Юстиниану и Епифанию одобрить формулу "един из Св. Троицы пострадал плотью".

В 533 году Епифаний подписал адресованный ему эдикт имп. Юстиниана I о Воплощении, в котором Юстиниан излагал свою позицию относительно православного вероучения и формулу примирения с противниками IV Вселенского Собора. Юстиниан принял и подтвердил православие письма Константинопольского архиеп. Прокла к армянам, в котором говорилось, что "Иисус Христос, Сын Божий и Бог наш, есть един из Св. Троицы". Далее Юстиниан провозгласил исповедание четырех Вселенских Соборов, без которого осуждение еретиков было неполным [13].

В 531 году Епифаний принял жалобу на неканоническое поставление епископом г. Ларисса некоего Стефана, запретив Стефана в служении [14]. Не согласившись с решением Епифания и считая его неполномочным выносить решение относительно дел Фессалийской пров. (Ibid. Col. 39), Стефан подал апелляцию папе Вонифатию II с просьбой расследовать дело и восстановить его на Ларисской кафедре. За Стефана также ходатайствовали ряд фессалийских епископов и клириков [15]. Решение папы по этому делу неизвестно.

Патриарх Епифаний скончался 5 июня 535 года. На его место был избран епископ Трапезундский Анфим.

______________
[1] Греч. сайт ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн. Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ, Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος - http://www.synaxarion.gr/gr/sid/457/sxsaintinfo.aspx
[2] Coll. Avel. N 222. P. 682. 20-21

[3] Coll. Avel. N 234. P. 711. 29-30

[4] Coll. Avel. P. 711. 28-29

[5] Coll. Avel. N 195. P. 652-654

[6] Coll. Avel. N 234. P. 710-715

[7] Coll. Avel. N 233. P. 707-709

[8] Coll. Avel. N 205. P. 664

[9] Coll. Avel. N 237. P. 722-733

[10] Coll. Avel N 239. P. 738-739

[11] Coll. Avel N 204. P. 663

[12] Coll. Avel N 242. P. 741-742

[13] CJ. I 1, 5-8

[14] Stephanus episcopus. Stephani ad Bonifacium // PL. 65. Col. 34-42

[15] Stephanus episcopus. Stephani ad Bonifacium // PL. 65. Col. 41-42

Источник: http://drevo-info.ru/articles/13674791.html

 ←  Святитель Иоанн II Каппадокиец, патриарх Константинопольский

Святитель Евлогий Эдесский, епископ, исповедник  →