Святитель Лука Жидята (Жирята), епископ Новгородский
Лука Жидята [1] (+ 1059 [2]), епископ Новгородский, святитель. Память 4 ноября (Новг.), в Соборах Новгородских святителей и Новгородских святых.
Происходил из знатного рода. Образование получил в школе своего предшественника на Новгородской кафедре - грека, святителя Иоакима Корсунянина. Несмотря на преобладавшее в то время влияние греческого духовенства в нашей церкви, князь Ярослав избрал русского Луку преемником Иоакима. Вероятно был поставлен на Новгородскую кафедру в 1036 или 1037 году [3].
14 сентября 1050 [4] году освятил воздвигнутый при нём новый каменный Новгородский Софийский храм.
В 1055 году, оклеветанный своим холопом Дудиком, вызван в Киев и осужден митрополитом в заточение, где пробыл три года.
В 1059 году оправдан и отпущен к своей пастве, но не доехал до Новгорода.
Скончался вероятно 15 октября 1059 года [5]. Тело его было привезено в Новгород и погребено за Софийским собором.
22 марта 1558 году обретены его нетленные мощи, перенесены архиепископом Пименом в Софийский собор и положены в Мартириевой паперти. Тогда же святитель Лука и был причислен к лику святых.
Епископ Лука - первый по времени русский проповедник, живший в XI веке и представлявший собой замечательный образец пастыря. Это "самородный тип, боровшийся с византийским влиянием" и действовавший в "духе чисто русского просвещения". В его слове, отличающимся изумительной простотой "жизнь бьет ключом".
Он заботился о книжном просвещении новгородцев, поддерживал устроенную Ярославом в 1030 году школу. Есть даже мнение, что он, как знаток греческого языка, переводил на славянский язык церковные книги. Также сохранилось от его времени Евангелие, известное под его именем.
Епископ Лука любил церковное благолепие и прилагал все свое попечение к построению храмов Божиих.
Труды
Переводы его с греческого языка до нас не дошли. Единственное произведение Луки Жидяты, известное в древнерусской письменности, есть весьма краткое "Поучение к братии". Оно представляет значительный историко-литературный интерес, как первое собственно русское произведение духовной литературы. Предполагают, что святитель Новгородский произнес свое поучение при самом вступлении на кафедру. Проповедник в самых простых, общедоступных выражениях дает первоначальные наставления в истинах веры и нравственности, в которых нуждалась его паства, еще мало проникнутая христианским учением. Проповеднику приходилось напоминать символ веры, указывать необходимость исполнения самых основных обязанностей христианина по отношению к Богу, церкви и ближним. Для историка нравов интересны в поучении указания на недостатки современной проповеднику русской жизни — пьянство, сквернословие, лихоимство и др.
Поучение Луки Жидяты, сохранившееся лишь в поздних списках XV-XVI вв., напечатано в I т. "Русских достопамятностей" (1815), в "Истории русской церкви преосв. Макария", ч. I, [6] и в "Исторической хрестоматии церковно-славянского и древнерусского языков" Ф. Буслаева (1861).
_________
[1] Или Жирята
[2] По менее вероятным версиям - в 1058 или 1060 году.
[3] Есть источники которые также указывают 1030 год, что противоречит с данными о Ефреме греке, управлявшем Новгородской епархией до 1035 года.
[4] По другим версиям - в 1051 или 1052 годах.
[5] По Строеву и по свт. Филарету (Гумилевскому) - в 1060 году. Монхиня Таисия указывает 15 октября 1058 года
[6] Свт. Филарет (Гумилевский) замечает, что представленный в "Истории русской церкви" текст "по списку без имени учителя, представляет текст довольно древний, но не везде верный." (Обзор русской духовной литературы. 862 - 1720. Сочинение Филарета, архиепископа Харьковского, Харьков, 1859, с.13)
Источник: http://drevo-info.ru/articles/13040.html
← Преподобная Анна Всеволодовна, княжна
Собор отцов Поместного собора Церкви Русской 1917-1918 годов →