Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Икона "Спас Елеазаровский"

Чудотворная икона «Спас Елеазаровский» – шедевр древнерусского искусства, явление мирового значения.

Эта удивительная икона Спаса Вседержителя, написанная в середине XIV века, – один из единичных сохранившихся древнейших памятников псковской иконописи вообще и единственный в Псковском крае.

Сей дивный образ был явлен в пустынном месте, в деревушке Слобода в Порховском районе в 1352 году. На месте обретения этой иконы был возведен Высокопустынский мужской монастырь. Икона Спасителя до 1766 года пребывала в Спасской церкви монастыря.

Икона издревле почиталась как чудотворная. Не один раз она спасала псковичей в годину страшных испытаний. Так еще в XIV веке икона спасла город от моровой язвы, когда с ней обошли город с крестным ходом. В память об этом чуде был установлен крестный ход, который проводился в день Преполовения Пятидесятницы многие столетия и был прерван только в годы богоборчества.

Из-за начавшихся церковных реформ в XVIII веке Высокопустынский монастырь был закрыт в 1766 году, а чудотворная икона Спасителя была перенесена в Елеазаровский монастырь, который стал называться от имени чудотворного образа Спасо-Елеазаровским. В 1869 году настоятель Елеазаровского монастыря архимандрит Платон издал «Сказание о чудотворной иконе», основанное на древнем сборнике, хранящемся в монастыре.

В 1918 году из собора Трех святителей Спасо-Елеазаровского монастыря икона поступила в Псковский губернский музей.

В 1926—1929 годы в Пскове работала комиссия Государственных центральных реставрационных мастерских под руководством А. И. Анисимова (1877-1937), выдающегося реставратора и искусствоведа, знатока и исследователя древнерусского искусства.

Александр Иванович Анисимов много сделал для сохранения великих святынь, таких, как иконы Божией Матери Владимирская, Боголюбская, Толгская и др.. В течение нескольких лет он руководил работами по спасению православных святынь на Псковщине. Особое внимание реставратора привлекла икона Спаса Елеазаровского. Выдающийся реставратор определил икону как интереснейший памятник эпохи, переходной от домонгольского периода к стилю XIV века. С сентября 1927 года началась реставрация святыни в Москве в Реставрационных мастерских, которая завершилась только летом 1930 году. Икона и ее великолепный оклад, изготовленный в XVI веке, вернулись в Псков, а их спаситель был арестован осенью 1930, получил срок 10 лет лагерей и 2 сентября 1937 года расстрелян.

В конце 1928 года икона была возвращена в музей.

И вот в великий праздник Преображения Господня, 19 августа 2010 года, эта чудотворная икона возвратилась в Спасо-Елеазаровский монастырь и заняла свое место в Трехсвятительском соборе обители. Это произошло во время Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Псковскую епархию. Его Святейшество лично передал святыню древней обители и выразил глубочайшую признательность всем, кто потрудился, чтобы свершилось это исполненное глубочайшего смысла событие.

В своем слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл при передаче чудотворного образа Спаса-Елеазаровского в Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь назвал это возвращение-принесение чудотворной иконы Спасителя в ту обитель, в которой она многие сотни лет находилась святыни замечательным историческим событием.

Передавая великую святыню Русской Православной Церкви, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жуков также отметил исключительную важность возвращения святыни в монастырь, где она пребывала несколько веков, и то, что сейчас она доступна для поклонения всем желающим. Для нахождения иконы в монастыре был изготовлен киот с системой поддержания температурно-влажностного режима, а музей застраховал её. На портале государственных органов Псковской области транслируется изображение с веб-камеры с данными о влажности в киоте с иконой.

Иконография

Икона имеет небольшие размеры — 46 на 31,5 см и, вероятнее всего, изначально использовалась как келейная. Иисус Христос изображён на ней в традиционной иконографии Пантократора: с Евангелием в левой руке и с благословляющим жестом правой руки. Поясная фигура Иисуса изображена на красном фоне с белыми полями. Живопись иконы сильно пострадала.

 ←  Апостол Куарт (Кварт), из числа 70-ти, епископ Виритский (Беритский, Бейрутский)

Преподобный Гавриил (Зырянов), Седмиезерский, схиархимандрит  →