Священномученик Иувеналий (Масловский), епископ Рязанский и Шацкий
Память 11 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Курских святых.
В миру Масловский Евгений Александрович, родился 15 января 1878 года в городе Ливны Орловской губернии в благочестивой семье дворянина Александра Масловского и его жены Анны. Во святом крещении его назвали Евгением. Одарённый природным умом, он отличался благородством, великодушием, волевым и целе-устремлённым характером. Окончил Орловскую гимназию. В гимназические годы в его парте всегда лежало Евангелие.
В 1900 году Евгений поступил в Казанскую духовную академию (где ректором в то время был преосвященный Антоний (Храповицкий)) и на II курсе — 10 февраля 1901 года — он принял монашеский постриг с именем Иувеналий в честь Патриарха Иерусалимского (память 2 июля). 25 февраля того же года он рукополагается в иеродиакона, а 31 июня 1902 года архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин) посвящает его в иерея.
После окончания Академии со степенью кандидата богословия отец Иувеналий год служил в Урмийской Православной миссии в Персии, после чего получил назначение на должность преподавателя гомилетики в Псковскую семинарию, а ещё через полтора года по указу Святейшего Синода становится настоятелем Спасо-Елеазаровского Великопустынского мужского монастыря. В июне 1906 года он был возведён в сан игумена, а 16 октября 2010 года назначается в первоклассный Новгородский Юрьев монастырь на должность настоятеля и на протяжении четырёх лет управляет им в сане архимандрита.
Хиротония отца Иувеналия во епископа Каширского, викария Тульского, была совершена 24 августа 1914 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры.
28 июля 1917 года его назначили на Тульскую кафедру.
Был участником Священного Поместного Собора в Москве в 1917-1918 гг.
В 1923 году Владыка вместе с протоиереем Успенским и старостой Сынтарёвым были осуждены за отправление молебна перед иконой Божией Матери, найденной на колокольне Казанского храма, а за отказ отдать комиссарам церковные ценности, совет храма приговорили к трём годам лишения свободы. Всего с начала года в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей в Туле было расстреляно и замучено более шестидесяти служителей Христа. Епископа власти вынуждены были в августе выпустить.
17 октября 1923 года Указом Священного Синода епископ Иувеналий возводится в сан архиепископа Курского. К этому времени в Курске закрыли все двенадцать домовых храмов, а остальные обратили в места увеселений и надругательств.
В феврале 1924 года был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и отправлен в Соловецкий лагерь и сам Владыка — к тому времени на Соловецком архипелаге находилось уже более 120 священнослужителей, 25 из которых были архиереями.
После ходатайства митрополита Сергия (Страгородского) перед властями об амнистии некоторым из заключённых священнослужителей, поданного им 7 октября 1927 года, Владыка смог вернуться из заключения. По возвращении в 1928 году он был назначен на Рязанскую кафедру и восстанавливал её после обновленческих потрясений. Рязанцы помнят его как любящего и доброго пастыря. Его молитвенная настроенность сообщалась всем присутствовавшим на богослужениях: паства и Святитель в это время были «единыя усты и едино сердце». Даже глубокой ночью прихожане спешили к своему Владыке в Иерусалимский храм на монашеские богослужения и сразу по окончании шли в собор, куда Владыка, не замечая ни времени, ни усталости, должен был придти для совершения Литургии Преждеосвящённых Даров.
В мае 1928 года митрополит Серий направил Владыку, как члена Временного Патриаршего Синода, для достижения согласия к отделившемуся от него после выхода «Декларации» авторитетнейшему иерарху митрополиту Ярославскому Агафангелу. Благодаря особой мягкости характера, Владыке удалось смягчить разрыв митрополита Агафангела с Заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием.
19 апреля 1932 года награжден правом ношения креста на клобуке.
Владыка принимал в епархию возвращающихся из ссылок священнослужителей, давая им приходы и по возможности помогая материально. В 1935 году арестованный священник из Старожиловского района иеромонах Анатолий (Купряшкин) бежал из-под стражи и около недели скрывался в доме Владыки. Так он помогал скрываться и другим. В декабре 1934 года им был пострижен с именем Фотий вернувшийся из ссылки протоиерей Александр Турлевский, будущий епископ Читинский.
22 января 1936 года Владыка был арестован и приговорён к пяти годам лагерей. Вот что значится в документах по его обвинению:
«являлся организатором и вдохновителем контрреволюционной группы духовенства, монашества и церковников, систематически с духовенством из числа арестованных вёл контрреволюционные суждения, давал установки контрреволюционного характера, в частности, о переводе Церкви на нелегальное положение, лично сам служил в церкви торжественную панихиду по бывшему русскому царю Николаю 2-му, произнес в церкви речь контрреволюционного содержания во время своего 20-летнего юбилея [1], он же разрешал производство тайных постригов, комплектовал вокруг церкви учащуюся молодежь…» (сохранена орфография и фразеология подлинника).
Заключение Святитель проходил в Сиблаге (Томская ж. д.), работая сторожем, счетоводом и на общих работах по десять часов в день. Летом 1937 года он был переведён в лагерь для инвалидов. 30 сентября 1937 года Святитель был осужден и приговорен к расстрелу. Владыку расстреляли в ночь с 24 на 25 октября 1937 года.
В сохранившихся его письмах из мест заточения он остаётся несломленным и бодрым духом, сообщая о себе, что в «последнее время пришлось пережить столько назидательного, отрадного, мистического» и что «отсюда у меня и бодрость духа, и мир в душе, и сознание, насколько мы ничтожны и как велика сила Божия и Его милость к нам». Даже находясь в заточении Святитель не забывал поздравить всех своих близких с праздниками и именинами.
Прославлен в Соборе Рязанских святых 10 (23) июня 1992 года Указом Святейшего Патриарха Московского всея Руси Алексия II.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Тропарь Иувеналию Рязанскому
Любимиче паствы Рязанския, / юже от нечестия и безверия ограждая, / пострадал еси даже до крове, / священномучениче Иувеналие, / молися о нас Владыце Христу, / да сохранит державу Российскую в мире и благоденствии / и спасет души наша.
Труды
Речь при наречении его во епископа Каширского 21 августа 1914 года. «Приб. к «ЦВ» 1914, № 37, с. 1615.
Это был знаменитый литургист. В период с 1925-1932 гг. он составил «Архиерейский Торжественник». Труд этот составлял шесть переплетных томов (в 3000 страниц). По мере получения литургической печатной литературы, владыка обрабатывал разные стороны богослужебной архиерейской практики. Так, например, тома V-VI заключали в себе самый разнообразный литургический материал и охватывали все детали ритуала и церемониала архиерейского служения годичного круга. Впоследствии владыка сам затруднялся розысками своих бесчисленных глав при отсутствии предметного указателя.
Поэтому он разбил свой материал по содержанию в отношении первых трех специальных частей, все остальное перенеся в IV-ю общую часть. Вот почему во многих местах его оглавления в скобках имеются пометки тома и страниц.
В древней Руси Торжественником назывались сборники торжественных похвальных слов, поучений, проповедей и житий наиболее чтимых святых, сказаний о праздниках и чудесах, предназначавшихся для чтения при богослужении. Торжественники, как и Триоди, были постные, пятидесятные (от недели мытаря и фарисея до недели всех святых) или понедельные.
В отличие от этих старинных сборников Владыка Иувеналий назвал свой труд «Торжественником архиерейским». Этим заглавием он хотел отметить то значение архиерейского служения, которое недооценивали наши современники.
Имеются прекрасные описания торжественных архиерейских служб в сочинениях известного писателя и современника Митрополита Филарета Московского и А.Н. Муравьева, в «Письмах о епископе» Е.Н. Поселянина (СПБ, 1910 г.) и др. печатных трудах. Но авторы всех этих сочинений описывают только свои впечатления о прекрасно обставленных торжественных архиерейских службах, вызывавших у верующих восторг и умиление.
Владыка Иувеналий преследовал в своем труде конечно совершенно другую цель. Его интересовала литургическая практика архиерейских служб. Он стремился увязать практику древне-русских служб архиерейских, запечатленных в Чиновниках Московского Кремлевского Успенского собора, Холмогорско-Преображенского собора (М. 1903 г.), Нижегородского Преображенского собора (М. 1905 г.), Новгородского Софийского собора (М. 1899 г.) с нашей современной церковной практикой и все это документально научно осветить и т.н. «Провинциализмы» подвести под общие единые правила для всех архиерейских служб в разнообразных их чинопоследованиях.
Насколько он достиг своей цели в этом нам не было известно. В последние годы жизни проживал в тихом Рязани, он для облегчения пользования своим шеститомным «Торжественником», отпечатал его на машинописи и составил примерный алфавитный к нему указатель.
«Торжественник» распадался на четыре части:
1 часть — О церковном священнослужении архиерейском — 141 глава.
2 часть — Месяцеслов архиерейский — 78 глав.
3 часть — Св. Четыредесятница — 70 глав.
4 часть — Общая и томы 5-6 — 127 глав.
Всего этот труд включал в себя 416 отдельных глав.
Дальнейшая судьба этого ценного наследования была трагична. В 1935 году рукопись эта находилась у его знакомых на сверке при перепечатывании и случайно погибла в огне. Горю его не было предела, когда он узнал о судьбе своего шеститомного сочинения. От такого громадного и уже вполне законченного ценного литургического исследования осталось только его оглавление, списанное в 1932 году посетителями Владыки.
В епископате за «пристрастие» к пышным службам Владыку прозвали «блистательный».
Источник: http://drevo-info.ru/articles/7541.html
← Преподобный Гавриил (Зырянов), Седмиезерский, схиархимандрит