Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Священномученики Сергий (Тихомиров), протоиерей, и Николай (Прозоров), иерей

Иосифлянские священники Николай и Сергий были осуждены и расстреляны по делу «Ленинградского филиала ИПЦ» в 1930 г. Вместе со священниками по этому делу обвинялись еще 42 человека во главе с епископом иосифлян Димитрием Любимовым.

Николай Прозоров стал священником в Пензе в 1919 году. До революции он бросил семинарию и 18-ти лет пошел добровольцем на фронт в 1915 году. Революция застала его, недоучившегося семинариста, подпоручиком.

По возвращении с фронта в родной Воронеж он был обвинен с другими в «заговоре» и приговорен к расстрелу. Это было в страшные годы гражданской войны. Горячо молясь в ожидании казни, молодой, полный жизни и мужества офицер дал обет — пойти в священники, если Господь сохранить ему жизнь. Наутро ему объявили о замене расстрела многолетним заключением. Потом несколько амнистий, и он, оказавшись на свободе, принял священство. Рукополагал его архиепископ Иоанн (Поммер), впоследствии зверски убитый под Ригой большевиками террористами 12 октября 1934 года.

Но ГПУ запретило ему пребывание в Воронеже, и он в 1927 году приехал в Петроград, где примкнул к иосифлянам, и служил в небольшой деревенской церкви св. Александра Ошевенского около платформы «Пискаревка», Ириновской жел. дороги. Он стал ближайшим помощником и секретарем архиепископа Димитрия.

Раз с ним произошел замечательный случай. Приехал к нему один из крупнейших в Ленинграде коммунистов. «Слушай, поп, я влюбился в эту красавицу! - он показал на приехавшую с ним девушку, действительно, заслуживавшую это название. — Она поладить не хочет, пока поп не обкрутит. Твоя церковь в лесу, никто не узнает». (Коммунисты за церковный брак исключаются из партии). О. Николай согласился и предложил им у него предварительно поговеть, хотя бы накануне венчания. — «Шутишь, поп, — возмутился всесильный коммунист, — я потакаю капризу любимой девушки, но никакой исповеди не признаю. Венчай сразу. Заплачу, сколько захочешь, больше чем ты за год зарабатываешь. У тебя, чай, своя баба, да дети (у него было 3 детей). Пока я жив, тебя никто не арестует. А невзначай посадят, пусть попадья к жене прибежит, мигом выпустят. Ведь я — член Ц. К. Партии». Но о. Николай отказался венчать без исповеди, несмотря на просьбы и угрозы грозного гостя и слезы его прекрасной спутницы, и остался в нужде с семьей, лишившись возможности приобрести всесильного заступника с весом в Кремле. Имя его он мне не открыл, но сказал, что это имя известно по всей России.

Сергий Тихомиров был поставлен священником в Петербурге в 1891 году. Он был настоятелем церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Петрограде, на Введенской ул.

После разрушения этой церкви о. Сергий был настоятелем церкви во имя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийскаго при убежище слепых на углу Большой Зелениной ул. и Геслеровского проспекта, Петроградской стороны. После захвата этой церкви живоцерковником Красницким, состоял вторым священником в церкви во имя Алексия, человека Божия, на Геслеровском проспекте (Настоятелем там был протоиерей о. Павел Виноградов).

Отец Сергий Тихомиров был глубокочтимым священником. Многие профессора Петроградского Университета и других высших учебных заведений были его духовными чадами. Среди них был и знаменитый русский философ и религиозный мыслитель, проф. Петроградского Университета и Политехнического Института С. А. Аскольдов. Аскет, замечательный проповедник, большой почитатель митроп. Антония (Храповицкого), часто посещавший Оптину Пустынь и находившийся в духовном общении с Оптинскими старцами: Иосифом, Анатолием, Нектарием и Досифеем (духовником старца Нектария), о. Сергий Тихомиров, в свою очередь, мог быть назван старцем, подобно протоиерею о. Михаилу Прудникову, с которым был в духовной дружбе. Строгий к своим духовным чадам, когда замечал в них хотя бы слабые признаки самооправдания, он был необычайно нежен, чуток, внимателен и любвеобилен, если замечал хотя бы намек на уныние или отчаяние. Был он среднего роста, очень худощавый, с иконописным «византийским лицом, с глазами — одновременно строгими и ласковыми.

После «Декларации» митрополита Сергия (в 1927 г.) отец Сергий тотчас присоединился к группе протестующих, обличая предательство митрополита Сергия и иже с ним.

Последнее время, вплоть до своего ареста, он служил в Кафедральном Соборе «иосифлян» (как называли, по имени митрополита Иосифа всех не признававших «Декларации» и отошедших от митр. Сергия) — в Храме Воскресения на крови.

Арестованный сначала в 1928 г., он был через несколько месяцев почему-то выпущен, но затем, в ноябре 1929 г. снова арестован. В тюрьме (он находился в Петроградском Доме Предварительного Заключения на Шпалерной ул.) о. Сергий вел себя чрезвычайно мужественно и бесстрашно, обличая безбожие, несмотря на угрозы и побои. Незадолго до расстрела он попросил свою жену принести ему чистое белье и новую рясу и на последнем свидании с женой, весь просиявший и радостный, заразил и ее духовным подъемом, спокойствием и радостью. Сидел он в одиночном заключении.

На допросах священники объясняли свою церковную позицию так:

Николай Прозоров:

От Сергия отошли 6 епископов за то, что митр. Иосиф был уволен с Ленинградской кафедры, за то, что митр. Сергий выпустил такую декларацию, которой выражал радости Соввласти за радости церкви и т. д., и за то, что митр. Сергий издал указ о поминовении властей.

Сергий Тихомиров:

Первым делом этой группы было намерение заставить митр. Сергия отказаться от взятого им курса церковной политики. Своим духовным главой мы избрали стойкого в православии митр. Иосифа, а т. к. он не по своей воле жил в гор. Устюжне, то главой был епископ Дмитрий.

Сергий Тихомиров:

Соввласть стремится уничтожить церковь, она гонит, разрушает и всячески искореняет религию, а я, как истинно православный, стою на защите православной церкви, и после того, как была выпущена декларация, я увидел, что для спасения истинного православия надо избрать путь такой, который бы противодействовал намерениям митр. Сергия подчинить церковь антихристовой безбожной власти, и я вместе с другими присоединился к группе духовенства, впоследствии названной «иосифлянами».


Митрополит Иосиф (Петровых), находившийся в ссылке в Устюжне Череповецкого округа, состоял в переписке с о. Николаем Прозоровым. В одном из писем, сохранившемся в материалах дела, он советует о.Николаю познакомиться с брошюрой «Беседа двух друзей» будущего мученика Михаила Новоселова:

Знакомы ли вы с «Беседой двух друзей» — это интересная вещь. Говорят, она была в Питере. Познакомлю вас со свежими событиями моего уединения. По счастливой случайности свидетельницей их оказалась мать Анастасия, которая дополнит, пояснит Вам многое, чего не уместить на страницах бумаги.

Эти строки в деле приведены как доказательство того, что послания м. Иосифа пастве были зашифрованы и передавались устно. Эта и другие брошюры против церковной политики Сергия Страгородского были объявлены контрреволюционной литературой, за распространение которой иосифлян судили:

По своей пастырской обязанности я говорил всем верующим, чтобы они вышедшие в свет воззвания и послания, направленные против декларации и распоряжения митр. Сергия, всячески размножали, переписывали и перепечатывали. Об этом я говорил и Лидии Николаевне ГЕРМАН, которая эти воззвания размножала через КОВЕРСКОГО на стеклографе. Эти воззвания были принесены ко мне на квартиру, и я таковые раздавал среди верующих и духовенства. Сергий Тихомиров

У о. Сергий Тихомирова при обыски нашли также «Деяния Собора в Сремских Карловцах» представителей православного духовенства и мирян в эмиграции в Сербии, положившего начало созданию РПЦЗ. О. Сергий исповедал единодушие с Карловацким собором.

В вину петроградским иосифлянам ставили и то, что к ним присоединялись общины верующих со всей страны. Сергий Тихомиров на допросе объясняет свое участие в том, как это происходило:

Я по поручению епископа Дмитрия принимал для исповеди приезжающее с разных мест СССР духовенство. Откуда и кто приезжал и был на исповеди, я говорить не буду. Исповедь всегда происходила в церкви Воскресения на Крови и совершалась тайно. Цель такой исповеди была для того, чтобы удостовериться в искренности желания быть в общении с нами, как представителями истинного православия. После исповеди устно сообщалось епископу Дмитрию, что препятствий к общению с нами у исповедуемого нет, и он может быть принят в нашу группу.

По воспоминаниям Михаила Польского во время следствия в тюрьме отцы утром служили обедницу, вечером вечерню, под праздник — всенощную. Они сидели в ряд на табуретках, к ним подсаживались двое-трое мирян и слушали произносимую наизусть вполголоса всю службу. Заключенные делали вид, что этого не замечают.

В канун Преображения о. Николай Прозоров прочитал по памяти всенощную и отдал своему сокамернику фотографию своих трех дочек 6, 4, и 2 лет со словами «Верю, что Господь не покинет этих сироток в страшном большевицком мире». Ему было 33 года.

21 августа его и о. Сергия расстреляли.

11 марта 2020 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви члены Синода приняли решение о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской священномученика Николая Прозорова, пресвитера, и священномученика Сергия Тихомирова, пресвитера (память 8/21 августа).

 ←  Священномученик Николай (Околович), пресвитер

Преподобномученики Раифские: Антоний (Чирков), Варлаам (Похилюк), Иов (Протопопов), Иосиф (Гаврилов), Сергий (Гуськов) и Петр (Тупицын)  →