Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Петров пост (Апостольский пост)

Петро́в пост (Петро́вский пост, Апо́стольский пост, пост Пятидесятницы, Петровки, Петрово говение) — пост в Православной церкви, установленный в память о святых апостолах Петре и Павле, которые постились, готовя себя для проповеди Евангелия (Деян. 13:3). Начинается через неделю после Дня Святой Троицы, в понедельник, после девятого воскресения по Пасхе, а заканчивается 28 июня (11 июля) , накануне Дня Петра и Павла, который отмечается 29 июня (12 июля). В этот день в православии воспевается «Петрова твёрдость и Павлов разум». Таким образом, в зависимости от даты празднования Пасхи может продолжаться от 8 до 42 дней.

Петров пост не является таким строгим, как Великий пост, церковный устав предписывает воздерживаться только от мясной и молочной пищи, а по средам и пятницам — также от рыбы. В субботу, воскресенье и храмовые праздники разрешается употребление вина.

Сам день праздника в честь святых апостолов Петра и Павла не является частью поста. Однако праздничный день, выпавший на среду или пятницу, также является постным. В этом случае лишь послабляется (по сравнению с уставной для среды и пятницы в период летнего «мясоеда») степень строгости поста: на трапезе позволяется употребление растительного масла и рыбы.

Но, конечно, важнее не досконально следовать календарю питания Петрова поста, а постараться обратить большее внимание на свою душу. Молитва, покаяние, чтение духовной литературы – все это составляет основу поста. А гастрономическое воздержание – вспомогательное средство, применяя которое, верующим вовсе не обязательно следовать монастырскому календарю, но удобно, свою меру определяя самостоятельно, использовать его как ориентир. Если в календаре указано «сухоядение», значит в этот день питаться нужно максимально скромно и просто; «пища с растительным маслом» допускает больше послаблений; дни, в которые разрешена рыба, самые нестрогие. При этом ни в какие дни не позволительно объедаться; нужно стараться обходиться без излишеств, но получать от пищи достаточно полезных веществ, не превращая пост во вредное для здоровья голодание.

История

Впервые упоминает о нём «Апостольское предание» святого Ипполита Римского (III век). Тогда этот пост никак не связывался с апостолами, а считался «компенсационным», то есть те, кто не смог поститься в Великий пост перед Пасхой, «да постятся по окончании праздничного ряда» (от Недели всех святых до Успения).

Согласно сочинению IX века «О трёх четыредесятницах» (авторство приписывается Анастасию Синаиту), в древности апостольский пост якобы простирался от первой недели по Пятидесятнице до праздника Успения. Лишь позже, «по немощи человеческой», из него был исключён месяц июль, и первая часть поста стала заканчиваться в праздник апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля), а вторая образовала Успенский пост, начинающийся 1 августа (14 августа).

Особенно Петров пост утвердился, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

Богослужение в Петров пост

Устав о богослужении (аллилуйные службы с земными поклонами) соответствует чину Великого Поста. Повседневные службы совершаются по Октаю и Минее, нарочитых песнопений, соответствующих теме поста, не указано.

На Руси

Первым источником, сообщающем об Апостольском посте на Руси, является «Устав белеческий» митрополита Киевского Георгия (вторая половина XI века), который предписывает практику, аналогичную современной:

"В Петрово говейно все ни мяса ясти, ни доива отнюдь, а поклонов до земли сто на день, кроме суботы и недели и Осподских праздник и Богородицы и Иоанна Предтечи и 12 апостол… А упиватися не велю никомуже, но ясти и пити в меру, а к Богу молитися на всяк час, а в покаяньи и в чистоте всегда пребывати. В Петрово же говейно пост: в среду и пяток без варива и без питья одиною днем ясти, во вторник и в четверток и в суботу и в неделю рыбы дважды днем и питие."

Тот же источник сообщает о практике не вкушать мяса в течение недели Всех святых накануне Петровского поста. Эту практику Георгий осуждает, поскольку церковным уставом предполагается только один Мясопуст — накануне Великого поста:

"Несть лепо подрьжати мясопусту другыих по пянтикостьи чрез письмена святая, един бо мясопуст уставихом."

По словам Евгения Голубинского, в греческой Церкви аналогичной практики не существовало, поэтому истоки её не ясны.

По мнению игумена Виталий (Уткина), Борис Рыбаков, неправильно поняв слова источника, посчитал, что осуждается не мясопуст, а собственно Петров пост.

 ←  Собор святых Пензенской митрополии

Собор святых Биробиджанской епархии  →