Преподобный Пафнутий, игумен Боровский
Во время нашествия татар на Россию дед преподобного был баскаком в городе Боровске. По смерти Батыя, когда многие баскаки были выгнаны из княжений Российских, дед Пафнутия принял христианскую веру, был назван Мартином и поселился в 3 верстах от Боровска, в сельце Кудинове. От сына Мартинова, Иоанна, родился преподобный и при крещении назван Парфением. В 20 лет Парфений тайно ушел от родителей и в 1414 году постригся с именем Пафнутия в Покровском Высоцком монастыре, что на Высоком в Боровске. Много лет подвизался инок Пафнутий в обители. Когда скончался настоятель монастыря, братия избрала его игуменом. Святитель Фотий, митрополит Киевский, рукоположил преподобного в священный сан (ок. 1426 г.). Тридцать лет провел преподобный в Покровской обители, где был и настоятелем, и старцем-духовником.
На 51-м году жизни он тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. После выздоровления он в день святого великомученника Георгия Победоносца, 23 апреля 1444 г, ушел из монастыря и поселился с одним иноком на левом берегу реки Протвы. Вскоре на новое место к нему стала собираться братия, число иноков быстро возростало. Так был основан Пафнутьев-Боровской монастырь. Был построен новый каменный храм, вместо прежнего деревянного, в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Преподобный Пафнутий подавал пример братии, ведя строгую жизнь: келлия его была беднее всех, из пищи брал худшее. В понедельник и пятницу не вкушал совсем, а в среду держался сухоядения. Из общих работ преподобный избирал самые тяжелые: рубил и носил дрова, копал и поливал огород, в то же время первым приходил на церковную службу. Преподобный Пафнутий пользовался глубокой любовью и почитанием не только братии своего монастыря, но и других обителей. Промыслом Божиим в обитель преподобного был направлен 20-летний юноша Иоанн Санин. Испытав пришедшего, преподобный постриг его в иночество с именем Иосиф. Впоследствии преподобный Иосиф Волоцкий, твердо хранивший чистоту православной веры, возглавил борьбу против ереси жидовствующих, осужденной на Соборе 1504 года. На этот подвиг молодого инока благословил преподобный Пафнутий.
За неделю до смерти преподобный предсказал свою кончину. Исполнив последнюю молитву и благословив братию, он отошел к Богу 1 мая 1477 года. Общецерковное его прославление состоялось на Стоглавом соборе в 1547 году, и память его предписано праздновать 1 мая.
Преподобный Пафнутий был одним из особопочитаемых в Московском царстве святых, а на Казенном дворе Московского Кремля, где хранились не вошедшие в Крестовую палату святыни, хранились "башмачки и онучки" преподобного.
Кроме преподобного Иосифа Волоцкого некоторые другие постриженники преподобного Пафнутия местно почитались в Калужском крае: это неканонизированные старец Илия, брат преп. Пафнутия, старцы Иннокентий, Исаия, Евфимий, преподобный Никифор, Боровский чудотворец. Постриженником преподобного Пафнутия был также преподобный Левкий Волоколамский, основатель Успенской пустыни на реке Рузе. Во время его жительства в Боровском монастыре ему преподобным Пафнутием был поручен еще один его постриженник - преподобный Даниил Переяславский . В 1476 году старец и ученик удалились в пределы Волоколамские, где прожили в основанной пустыни два года. После этого преподобный Даниил ушел в Переяславль, в Богородицкий монастырь, где и подвизался 30 лет.
Из других известных постриженников Пафнутьева Боровского монастыря можно упомянуть преподобного Давида Серпуховского, учредившего в 1515 году в 23-х верстах от Серпухова Вознесенскую пустынь, а также свт. Макария, митрополита Московского, который принял пострижение и прошел монашескую школу в Пафнутьевом Боровском монастыре, где "искусил жестокое житие", и откуда был взят на архимандрию в Можайский Лужецкий монастырь.
Преподобномученик Евфимий Новый, Афонский, Константинопольский →