Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Преподобный Пахомий Нерехтский, Сыпановский, Костромской

Память 15 мая (тезоименитство [1]), 23 марта (преставление [2]), 5 мая (обретение мощей), в Соборах Владимирских и Костромских святых.

В миру Иаков, родился в начале XIV века во Владимире на Клязьме. Отец его Игнатий был священником в церкви святителя Николая, мать звали Анной. Оба они были люди богобоязненные и дали своему сыну благочестивое воспитание; семи лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божественном Писании, начал проявлять необычайное усердие к храму Божию.

Отец его тогда скончался, оставив Иакова 12-летним сиротой, а мать не препятствовала сыну исполнить его благочестивое намерение и благословила его на путь иночества.

По достижении 21 года он принял постриг в Богородице-Рождественском Владимирском монастыре и безропотно проходил в обители разные послушания.

Прошло много времени. Игумен монастыря, видя трудолюбие и смирение преподобного Пахомия, привёл его к святому Алексию, наместнику Московского митрополита Феогноста, и попросил посвятить Пахомия в диаконы. В сане иеродиакона преподобный прожил в Богородице-Рождественском монастыре около десяти лет, а затем сделался настоятелем Царе-Константиновской обители близ города Владимира. Святитель Алексий, восстановив древнюю обитель во имя равноапостольного царя Константина, не нашёл для неё более подходящего игумена, чем преподобный Пахомий, добродетели которого давно знал. Прибыв в 1362 году во Владимир, чтобы осмотреть воссозданную обитель, святитель Алексий поставил Пахомия её начальником.

Несколько лет управлял преподобный обителью, устанавливая в ней порядок жизни, назидая братию словом и примером. Но, стремясь к безмолвному пустынному житию, ночью, тайно от братии преподобный Пахомий оставил Царе-Константиновскую обитель и удалился в Костромские пределы, на место, которое называлось Нерехта.

Здесь, на речке Гриденке, нашёл он удобное место для иноческой жизни - возвышенный полуостров в глухом лесу. Преподобный обратился к жителям посада Нерехты с просьбой разрешить ему поселиться и устроить обитель в местечке Сыпаново Костромского края. Нерехтцы с радостью согласились и приняли посильное участие в устройстве обители.

Преподобный Пахомий написал образ Святой Троицы и с молебным пением принёс его на то место, где положил воздвигнуть храм во имя Святой Троицы. Окончив построение храма, святой занялся устроением порядка в новой обители, которая постепенно населялась иноками. В новоустроенной обители насельники должны были сами обрабатывать землю и питаться трудами рук своих, в чём игумен первый подавал пример братии.

21 марта 1384 года причастился Святых Даров, а через день, 23 марта, скончался со словами: "В руце Твои, Господи, предаю дух мой!" [3]. Несметная толпа народа собралась на его погребение, которое было совершено в основанном им Троицком храме.

Почитание

Один из учеников святого Пахомия, Иринарх, написал его икону. Мощи преподобного, обретённые нетленными в 1657 году, почивали в открытой раке в церкви его родного монастыря. В 1675 году Пахомий Нерехтский был причислен Русской Православной Церковью к лику святых [4].

Мощи преподобного Пахомия почивают под спудом в возрождённом в 1993 году после многолетнего запустения Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Жите́йския молвы́, преподо́бне, отве́ргся/ и, я́ко пти́ца, обре́т в пусты́ни безмо́лвие,/ и в не́й водвори́вся соста́вил еси́ оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы,/ в моли́твах же и труде́х прилежа́ Бо́гови/, процве́л еси́ я́ко фи́никс,/ бы́в о́браз утеше́ния духо́внаго,/ преподо́бне о́тче Пахо́мие,/ моли́ Пресвяту́ю Тро́ицу// спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 4

Жите́йских мо́лв, преподо́бне, отве́ргся/ и, я́ко пти́ца, обре́те себе́ в пусты́ни безмо́лвие,/ в моли́твах и бде́нии прилежа́ Бо́гови,/ преподо́бне о́тче Пахо́мие,/ и оста́ви дре́внее пребыва́ние,/ и оты́де в пусты́ню, и в не́й водвори́ся,/ и соста́ви оби́тель во И́мя Пресвяты́я Тро́ицы,/ и процве́л еси́, а́ки фи́никс,/ и бы́сть о́браз утеше́ния духо́внаго./ Те́мже, преподо́бне Пахо́мие,/ моли́ Пресвяту́ю Тро́ицу// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

В пусты́ни безмо́лвствуя,/ еди́нствующу тя́, Богоносе, взыску́ющу ти́ Го́спода,/ Бо́гу же тебе́ не оста́вльшу еди́ному бы́ти в пусты́ни,/ и Того́ повеле́нием снидо́шася к тебе́ неколи́ко бра́тии,/ с ни́миже ти́ моля́щуся Го́сподеви,/ Тро́ице прече́стен хра́м воздви́же,/ в не́мже предстоя́ще, преподо́бне Пахо́мие,// молися о спасе́нии ду́ш на́ших.

Использованные материалы

Житие на сайте Костромской епархии:
http://www.kostroma-eparhia.ru/index.php?option=com_content&...=56
Житие в календаре на портале Православие.Ru:
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1072.htm
Таисия (Карцова), мон. Руссие святые. - СПб.: Изд-во "Азбука-классика", 2001:
http://www.sedmitza.ru/lib/text/437198/ - материал использован частично
Житие портала Русские святые:
http://www.saints.ru/p/Pahomii_Nerehtskii.html
"Преподо́бнаго Пахо́мия Не́рехтскаго, игу́мена Сыпа́нова монастыря́ во И́мя Живонача́льныя Трои́цы, Костромска́го чудотво́рца" (служба), Минея-март, ч. 2:
http://files2.regentjob.ru/minea/mar2/mar2120.html - ин тропарь
http://files2.regentjob.ru/minea/mar2/mar2123.html и http://files2.regentjob.ru/minea/mar2/mar2124.html - кондак
___________________

[1] Согласно большинству источников, это основная память.

[2] Так в официальном календаре Московской Патриархии (http://calendar.rop.ru/svyat1/may15-pahomij.html), в "Житиях" свт. Димитрия Ростовского (http://omsk-eparhiya.ru/orthodoxbasics/Jitiya/5/R15Paxomiy.htm) и свт. Филарета Черниговского (Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, В 2-х тт., М.: Сибирская благозвонница, 2011, т. 1, с. 398). При этом в ряде источников вместо этой даты (или параллельно с ней) указано 21 марта - дата последнего причащения, обозначенная в древних рукописных святцах. Так, в "зеленых" Минеях есть обе даты памяти (см. Май, ч. 2, с. 455 (http://files2.regentjob.ru/minea/may2/may2455.html) и Март, ч. 2, с. 128 (http://files2.regentjob.ru/minea/mar2/mar2128.html) и с. 397 (http://files2.regentjob.ru/minea/mar2/mar2397.html).

[3] Уточнение датировки содержится в "Житиях" свт. Филарета Черниговского: "Ркп. святцы: «прп. Пахомий, игумен Троицкого монастыря, иже нарицается Сыпанов в Нерехотском стану, Костромской чудотворец, преставился в л. 6892 (1384) мар. в 21 д.». Амвросий (Орнатский), архим. История Российской иерархии. Ч. VI; Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях. В святцах днем кончины поставлено 21 число, но по житию в 21 день приобщался, а скончался чрез день после того". См. Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, В 2-х тт., М.: Сибирская благозвонница, 2011, т. 1, с. 401.

[4] Возможно, в одной из дат опечатка: 1657 или 1675. Мощи обычно обретаются в год прославления. По данным Костромской епархии, прославление совершилось именно в 1675 году. Этот же год как год обретения мощей указан и в "Житиях" мон. Таисии.

 ←  Святитель Исаия Ростовский, епископ

Преподобный Евфросин Псковский, Спасо-Елеазаровский  →