Первое и второе обретение честной главы св. Иоанна Предтечи
Св. Иоанн Креститель был умерщвлен, как известно Иродом, по желанию его жены Иродиады и дочери Соломии. Когда Иродиада получила на блюде голову св. Иоанна, то, по преданию, она пронзила язык святого, обличавший ее так часто, иглою и саму главу не позволяла предать погребению вместе с телом: она боялась, что если погребут тело св. Иоанна Крестителя вместе с главою, то сей праведник восстанет из мертвых в начнет снова обличать ее. Ученики Иоанна тайно взяли тело его и ночью погребли его в Севастии, самарийском городе. Главу же Иоанна Крестителя Иродиада скрыла в отдельном месте своего дворца, которое никому не было известно. Знала о нем только жена Хузы, Иродова приставника, по имени Иоанна, о которой упоминает св. евангелист Лука (VIII. 3). Скорбя о поругании над главою Иоанна Крестителя, она решила взять ее из потаенного места и с честью предать погребению. Так она и поступила, причем местом погребения честной главы она избрала одно из поместий Ирода на горе Елеонской.
Спустя уже много времени после этого некий богатый человек, по имени Иннокентий, обратившись ко Христу, прибыл в Иерусалим и купил тот участок земли на горе Елеонской, где была скрыта благочестивою Иоанною глава Иоанна Крестителя. На этом участке он построил себе келью и стал вести подвижническую жизнь. И вот ему пришла мысль построить небольшую каменную церковь. Для храмового фундамента нужно было выкопать ров. И вот, копая ров, Иннокентий обрел в земле глиняный сосуд и в нем главу св. Иоанна Предтечи, которую он узнал по различным благодатным знамениям, бывшим от нее, по особому откровению свыше. Благоговейно хранил он ее, как величайшую святыню, до самой своей кончины. Это обретение было первым.
Перед смертью Иннокентий с тревогою заметил, что неверие и безбожие распространяются по всей стране той, и боялся, что по его кончине св. глава могла подвергнуться поруганию от неверующих в Иисуса Христа. Посему он скрыл ее в землю в том месте, где обрел. Церковь, построенная им, впоследствии пришла в ветхость, разрушилась и даже сравнялась с землею. Благодаря этому никто долгое время не знал, где находится глава Иоанна Крестителя.
Но вот наступило торжество христианской веры. На престоле был св. равноапостольный Константин Великий, мать которого св. Елена стала возобновлять и очищать все иерусалимские святыни. С этого именно времени среди христиан всего мира возникло обыкновение ходить в Палестину для поклонения святым местам.
С этою же высокою целью около этого времени прибыли в Иерусалим, между прочим, и некии два инока. И вот одному из них было сонное видение: явился сам Иоанн Креститель, открыл то место, где была скрыта его честная глава, и повелел взять ее оттуда. Так как на другую ночь это видение повторилось, и притом уже обоим инокам, то для них стало ясно, что это не простой сон. Они отправились на место, которое им было указано в сонном видении, начали копать там землю и обрели честную главу Крестителя. Положив ее в мешок, сделанный из верблюжьей шерсти, они пошли к себе обратно. На обратном пути им встретился один бедный скудельник, житель сирийского города Емессы, шедший в другую страну. Они пошли все вместе. Иноки вскоре поручили скудельнику нести мешок с главою Иоанна Крестителя. Скудельник, не зная содержимого мешка, спокойно нес свою ношу. Вдруг явился ему Иоанн Креститель и велел удалиться от спутников. Сие повеление объясняется тем, что Креститель видел нерадение иноков, которые сначала совсем не верили его явлению, а потом не восхотели сами нести его честную главу, а поручили это человеку, им совершенно неизвестному. По повелению Крестителя, скудельник пришел с главою его в свой дом; Господь ради главы Крестителя благословил дом этого человека всяким довольством. Скудельник памятовал, что все это достается ему за его благоговейное отношение к честной главе Предтечи, и посему постоянно чтил и с благоговением хранил сию главу: ежедневно кадил перед нею фимиамом, возжигал светильники, молился и старался проводить свою жизнь честно, по заповедям Божиим. Умирая, он открыл свою высокую тайну своей сестре, рассказав ей и о том, как он ради честной сей главы избавился от крайней бедности и стал богатым человеком. При этом скудельник просил благоговейно хранить честную главу Предтечи и передать ее потом достойнейшему из христиан.
Так святая глава Крестителя, переходя от одного человека к другому, хранилась долгое время среди благочестивых христиан. Наконец, она была передана некоему Евстафию, жившему недалеко от Емессы. Он был заражен Ариевою ересью и не имел страха Божия. Господу благоугодно было взять у недостойного святыню и его же рукою скрыть ее надолго от взоров православных. Преследуемые за свою ересь, Ефстафий оставил свой дом и скрылся, главу же Предтечи положил в одной пещере, чтобы потом, по возвращении домой, взять ее оттуда. Но он не мог вернуться домой и умер в изгнании, не успев никому поведать о местонахождении главы Крестителя. Впоследствии на месте пещеры, где была скрыта сия честная глава, поселились благочестивые иноки и устроила обитель. И вот однажды настоятелю этой обители Маркеллу явился во сне Иоанн Предтеча и известил его о месте пребывания своей главы. Маркелл отправился на указанное ему место и действительно обрел там главу св. Иоанна Предтечи (в 452 году).
Об этом обретении повествует сам Маркелл. Тогда же честная глава была перенесена из Емессы в Халкидон, а оттуда в Константинополь.
← Преподобный Александр, первоначальник обители «Неусыпающих»