Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Святитель Порфирий, епископ Газский

Газа — один из городов Палестины. В этом городе особенно сильно было язычество в первые века христианства. Никто не мог очистить этот город от идолослужения и просветить его светом Христовой веры, пока в епископы не был поставлен св. Порфирий.

Св. Порфирий родился около 346 г. от богатых родителей, которые дали ему хорошее образование. Уже с молодых лет он почувствовал призвание к иночеству и на 25 году своей жизни, наконец, оставил дом своего отца и отправился в Египет, где на горе Нитрийской постригся в иноки и некоторое время подвизался под руководством великого подвижника того времени Макария Египетского.

Он поселился в некоем вертепе (пещере), где непрестанно подвизался в посте и молитве. Имея намерение посетить Палестину для поклонения святых местам, св. Порфирий умолил одного из своих знакомых довести его до Иерусалима, ибо он сам вследствие постигшей его болезни не мог идти без посторонней помощи. Прибыв в Иерусалим, св. Порфирий, несмотря на свою болезнь, ежедневно ходил по святым местам, поклоняясь Господу. Когда же он не мог идти, то полз на коленях, с любовию припадая к священной для каждого христианина земле.

Видя слабость св. Порфирия, некий инок, по имени Марк, решил служить ему Господа ради. Во время пребывания в Иерусалиме св. Порфирий получил исцеление от своей болезни. Об этом он рассказывает так. Когда он однажды находился в церкви, то с ним сделался приступ болезни. Выйдя из церкви, он отправился на Голгофу, и вот здесь на него снизошло как бы исступление. «И увидел я, — рассказывает он, —Спасителя нашего, пригвожденного ко кресту, и одного разбойника, висящего на другом кресте. Я начал громко взывать: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем!» И вот Спаситель сказал разбойнику: «Сойди со креста и исцели его болезнь, как Я исцелил тебя от болезни душевной». Разбойник сошел со креста, облобызал меня и подвел ко кресту Спасителя. Господь сошел со креста и сказал мне: «Приими древо сие и храни его». Я взял крест Христов, стал носить его и тотчас пришел в себя, будучи уже совершенно здоровым, как будто я никогда не болел».

В скором времени слова Христа, сказанные св. Порфирию, осуществились на нем. Патриарх Иерусалимский обратил внимание на высокую жизнь сего подвижника, посвятил его в сан пресвитера и поставил хранителем Честного Древа Креста Господня, обретенного царицей Еленой. Прошло три года со времени посвящения в пресвитеры св. Порфирия. В это время в г. Газе умер тамошний епископ Эней. Так как христиан в этом городе было мало и им не под силу было бороться с усилившимся язычеством, то газские христиане пришли в Кесарию Палестинскую к митрополиту Иоанну и стали умолять его дать им епископа, могущего словом и делом противостоять идолопоклонникам. Иоанн начал усердно молиться Господу, чтобы Он указал ему мужа достойного и способного к этому делу. И вот ему был указан св. Порфирий, как лицо, наиболее достойное занять епископскую кафедру в г. Газе. Так как Порфирий находился в ведении Иерусалимского патриарха, то Иоанн написал письмо последнему, прося послать к нему Порфирия, не сообщив, однако, цели своей просьбы.

Когда св. Порфирий прибыл в Кесарию, митрополит Иоанн встретил его с радостью и стал уговаривать принять посвящение в епископы г. Газы. Долго не соглашался Порфирий на это предложение, ссылаясь на свое недостоинство, но потом, предав себя на волю Божию, дал свое согласие на просьбу Иоанна. С радостью приняли христиане г. Газы прибытие нового епископа. Но нечестивые язычники, жители этого города, из ненависти к христианам постарались сделать путь в Газу совершенно неудобным для прохода. Для этого они устлали дорогу тернием, выкопали на ней рвы, унавозили ее всякими нечистотами. Это, однако, не остановило св. Порфирия. Преодолев все препятствия, он благополучно прибыл в Газу. В городе ему сразу бросилось в глаза отсутствие Божиих храмов и великое множество идольских капищ и истуканов. Видно было, что этот город весь во власти язычества и что христианская вера распространена здесь весьма слабо. Не смутило это, однако, св. Порфирия, еще с большим мужеством выступил он на борьбу с язычеством и начал насаждать среди жителей Газы христианство. Благодать Божия была с ним и потому, что бы он ни делал, все обращалось в посрамление язычества и возвышение христианства.

Когда св. Порфирий вступил в управление епископской кафедрой г. Газы, случилось так, что в этот самый год была во всей окрестной местности и в самой Газе засуха и великий голод. Язычники начали распространять по городу нелепые слухи о том, что будто бы засуху и голод наслали боги, разгневавшись на пришествие в Газу христианского епископа. Собравшись в своем главном храме, язычники семь дней вопияли к своим богам, прося их послать дождь. Но тщетны были их мольбы к бездушным истуканам: дождя не было. Тогда христиане, собравшись все вместе, стали просить св. Порфирия помолиться Господу о ниспослания дождя, ибо засуха вредила всем. Св. Порфирий согласился исполнить просьбу своих пасомых. Он назначил общий пост и повелел всем христианам собраться в церковь. Совершив всенощное бдение и на другой день литию, Порфирий с крестным ходом вышел за город. Когда крестный ход возвращался, то городские ворота оказалась запертыми. Это сделали язычники. Два часа стояла христиане перед городскими воротами, но язычники не отворяли их и издевались над последователями Христа. Слезно молились Господу христиане, прося не дать верных рабов Своих на посрамление язычников. И Господь услышал их усердную молитву. Вдруг небо покрылось дождевыми тучами, загремел гром, выпал великий дождь. Пораженные этим, язычники воскликнули: «Победил Христос!» — и открыли ворота. Многие из язычников тогда уверовали в Христа и прославили Бога. Таких лиц было 156. Скоро к числу этих новообращенных присоединилось еще 110 человек.

Но оставшиеся верными язычеству продолжали враждовать на св. Порфирия и христиан и старались всячески вредить последним. Видя обиды, чинимые христианам язычниками, св. Порфирий скорбел духом и усердно молился Господу, чтобы Он обратил на путь истины этих заблудших овец.

Прибегая к помощи Божией, св. Порфирий решил обратиться также и к человеческому предстательству. С этой целью он послал своего ученика Марка в Константинополь к св. Иоанну Златоусту, прося у этого великого учителя ходатайствовать пред царем Аркадием о ниспровержении идольских капищ в Газе. Царь внял мольбе Порфирия и велел запереть в Газе идольские храмы. И вот чиновник царский, именем Иларий, следуя указу императора, запер все газские идольские храмы. Язычники, думая склонить Илария на свою сторону, собрали между собою большую сумму денег и стали умолять его не затворять их главного храма, посвященного богу Марнасу. Золото подействовало на корыстолюбивого Илария, и он исполнил их просьбу. Но все-таки, хотя и не совсем, дерзость язычников была наказана и права христиан ограждены.

В борьбе Порфирия с язычниками Бог также не оставлял Своею помощью верного Своего раба. Эта помощь выражалась главным образом в том, что Порфирий совершал чудеса, которые многих из язычников обращали ко Христу.

Между тем язычники, недовольные поведением св. Порфирия, в особенности тем, что он приводит ко Христу такое множество их собратий, стали преследовать христиан еще более, чем прежде. Это, конечно, весьма печалило св. Порфирия. Решившись так или иначе препятствовать такому посрамлению христиан со стороны нечестивых язычников, он отправился к митрополиту кесарийскому Иоанну, в ведении которого находилась епископская кафедра г. Газы, и умолял этого святителя или освободить его от епископства, или идти вместе с ним в Царьград и просить императора, чтобы он отдал повеление совершенно разрушить идольские капища. Митрополит Иоанн решился на последнее. Вместе отправились они в Царьград. По прибытии в Константинополь они обратились непосредственно к св. Иоанну Златоусту. Последний на другой день представил их царице Евдоксии, жене императора Аркадия, которая тогда была непраздна. Епископы подробно рассказали ей о положении вещей в г. Газе, о тех притеснениях, которые терпели христиане от язычников, и просили заступиться за них пред императором.

— Потрудись за нас, — говорил императрице св. Порфирий, — и Господь за усердие твое даст тебе сына, который воцарится при жизни твоей и дальнейшие годы проживет во всяком благополучии.

Между тем иметь сына было именно мечтой царицы, у которой все рождались дочери. Вот почему, услышав такое радостное для себя пророчество, Евдоксия весьма возвеселилась.

— Молитесь за меня святые отцы, чтобы исполнилось ваше слово и у меня родился сын, — сказала она. — Если это сбудется, то я обещаю вам исполнить все, что вы ни пожелаете.

Велика была радость царя и царицы, когда у них, согласно с пророчеством св. Порфирия, действительно, родился вскоре мальчик.

Через семь дней после рождения наследника престола Евдоксия позвала к себе св. Порфирия и Иоанна и для удобства исполнения их просьбы предложила им следующее. Они должны были приготовить прошение к царю о том, чтобы не только были разрушены идольские капища в Газе, но и христианам этого города были дарованы различные преимущества.

Такое прошение святители должны были передать сановнику, который будет переносить новорожденного из купели крещения в палаты. Иоанн и Порфирий в точности исполнили совет царицы. Между тем сановник получил соответственные указания от императрицы; и вот, взяв прошение от епископов, он прочитал его и затем, как бы выражая волю новорожденного царя, воскликнул:

— Повелевает его царское величество, чтобы все, написанное здесь, было исполнено.

Новорожденного понесли дальше в царские палаты. Евдоксия, взяв младенца на свои руки, подошла к императору и, поздравляя его, просила исполнить просьбу, поданную их новорожденному сыну. Царь, хотя и признал тяжесть этой просьбы, однако в такой радостный для себя день не решился отклонить ее. Желание Иоанна и Порфирия было исполнено: указом, изданным от лица двух императоров, повелевалось сделать все то, что было написано в прошении двух святителей.

Торжественно встретили газские христиане своего епископа, которому были очень многим обязаны. После этого еще долго св. Порфирий пас свое словесное стадо, которое постоянно росло и увеличивалось. Своими трудами он утвердил христианство в Газе и совершенно оградил его от влияния и притеснений язычников. Скончался этот святитель Божий 26 февраля 421 года. Мощи его почивают под спудом в устроенной им в Газе церкви.

 ←  Святитель Тарасий, патриарх Константинопольский

Преподобный Севастиан Сохотский, Пошехонский  →