Священномученик Евсевий, епископ Самосатский
Епископ малоазийского города Самосаты, живший в разгар борьбы между арианской ересью и Церковью. В сущности, борьбы могло бы и не быть, потому что споры богословов сами по себе не ведут к борьбе; у богословов нет кулаков и армий. К тому же, епископы, на которых держится Церковь, вовсе не склонны к богословию и спорам, напротив, стремятся к миру и сглаживанию противоречий, и в IV веке абсолютное большинство в Церкви составляли епископы, которые вовсе не разбирались в богословских прениях, и не хотели разбираться, а хотели просто мира.
Многие из епископов и простых людей, оказавшихся на стороне ариан, вовсе не были еретиками, а просто естественным образом хотели найти какой-то компромисс между разными словесными формулами. Но в условиях, когда Церковь стала государственной религией, слишком многое стало решать правительство: ему уж и вовсе наплевать на богословие, оно имеет один способ решать проблемы - силу. Всякий духовный конфликт от такого способа только обостряется и становится неразрешимым естественным способом.
Евсевий впервые столкнулся с правительством, когда ему православные епископы поручили хранить документы собора, избравшего на кафедру Антиохии св. Мелетия - хотя император уже назначил на эту кафедру другого епископа, готового к компромиссу с арианством. Император потребовал от Евсевия отдать документы, тот отказался. Император пригрозил, что прикажет отрубить Евсевию правую руку. Евсевий заявил, что готов расстаться с обеими руками, но документов не отдаст. Император был восхищен такой смелостью и очень благородно отступился. Евсевий даже сохранил свою кафедру, однако в правление императора Валента все православные епископы были отправлены в ссылку.
Евсевий покинул Самосаты сам, ночью, чтобы не вызвать драки между своими сторонниками и сторонниками противоположной стороны.
Когда на престол взошёл новый, более терпимый и умный император, он приказал вернуть всех сосланных: пусть епископы сами разбираются в своих делах, пусть церковный народ сам выясняет, кто из епископов православный, кто нет.
Около 380 года Евсевий приехал в город Долихины, где большинство населения были на стороне арианской партии. Одна женщина решила “разобраться” с епископом, которого считала самозванцем и еретиком: бросила в него кусок черепицы, когда он ехал по улицы, да так, что проломила ему голову.
Умирая, Евсевий простил её и просил не наказывать; действительно, не женщина виновата была в том, что из размышлений о Христе сделали почву для ненависти. На Римском соборе 378 г. еп. Александрийский Пётр утверждал, что Евсевий - еретик, арианин, но Василий Великий вступился за Евсевия, напомнив, что тот был арианами сослан.
Впрочем, для александрийских ортодоксов слишком многие были еретиками лишь от того, что не поддерживали их позицию с точностью до буквы - по принципу "кто не с нами, тот против нас". Позднее это привело к отделению египетского православия от византийского.