Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Жития Святых

Преподобный Петр, царевич Ордынский (Ростовский), чудотворец

Память 30 июня и в Соборе Ростово-Ярославских святых.

Был племянником хана Золотой Орды Беркая [1], правнуком Чингисхана.

В 1253 году святитель Кирилл, епископ Ростовский ходил в Орду для ходатайства о церковных нуждах своей епархии и рассказывал хану о чудесах, совершавшихся при мощах святителя Леонтия Ростовского. В числе слушателей был и юный племянник хана, на которого рассказ святителя произвел очень сильное впечатление.

Через некоторое время у Беркая заболел сын. Вспомнив рассказ русского епископа об исцелениях, он вызвал святителя Кирилла. Тот перед отъездом из Ростова отпел молебен у раки святого Леонтия и, освятив воду, взял ее с собой в Орду. Окропив святой водой ханского сына и прочтя молитву, епископ, обратившись к хану, сказал: «Выживет твой сын и станет таким же сильным, как ты». Хан богато одарил святителя Кирилла и отпустил в епархию. Ребенок выздоровел, а Беркай с той поры распорядился, чтобы вся дань, собираемая с Ростова, шла в Ростовский Успенский собор.

Свидетелем чудесного исцеления двоюродного брата стал племянник хана, который буквально по пятам ходил за епископом во время его визита в Орду; он внимательно следил за всем происходящим и часто слушал беседы своего дяди с епископом Кириллом.

После первого отъезда владыки Кирилла мальчик стал часто искать одиночества. Уединяясь, он размышлял о вопросах веры. От людей, сопровождавших епископа Кирилла, он слышал о прекрасных храмах и чудесных иконах и о том, как красиво звучат православные молитвы, и ему сильно захотелось самому убедиться в этом. Раздав своё имение нищим, после второго посещения святителем Кириллом Орды, юноша догнал епископа в пути и умолил взять его с собой в Ростов.

Молодой человек, придя в Ростов, вошел в храм Успения Богоматери. И именно тут сердце юноши наполнилось верой, и, как писал о нем летописец, «новая луна взошла в сердце царевича», взамен той которой он ранее был научен поклоняться как божеству. Юноша попросил епископа Кирилла окрестить его. Но сделать это сразу епископ не мог: он боялся мести хана Беркая русскому народу. Когда хан умер и в Орде прекратились разговоры о пропавшем царевиче, епископ окрестил его. При крещении царевич Ордынский получил имя Петр.

Царевич Петр жил в доме епископа Кирилла, а после его смерти - в доме епископа Игнатия. Петр изучал русский язык, знакомился с христианскими обычаями.

Петр часто охотился на берегу озера Неро. Однажды, по кончине святителя Кирилла, царевичу Петру, заснувшему на берегу озера Неро после охоты, приснился удивительный сон: два человека, от которых исходил неземной свет, разбудили его, сказав: "Петр, твоя молитва услышана, и милостыня твоя взошла перед Богом..." Петр сначала испугался - мужчины были намного выше человеческого роста, и их окружало яркое сияние. "Не бойся, Петр, мы посланы к тебе от Бога. Возьми вот эти два мешка от нас, один с серебром, а другой с золотом, утром иди в город и купи иконы - Пречистой Богоматери с Предвечным Младенцем и святых," - сказали посланцы. "Кто же вы?" - спросил царевич. "Петр и Павел - апостолы Христовы," - ответили они и тут же исчезли. А далее услышал царевич голос, который указал ему идти к епископу со словами: "Апостолы Петр и Павел послали меня к тебе, чтобы ты построил церковь, названную их именами, на том месте, где я заснул." В ту же ночь апостолы предстали и самому епископу Игнатию, прося устроить церковь во имя апостолов Петра и Павла через царевича Ордынского, которому они вручили много денег для вклада в Ростовскую кафедру. В удивлении проснувшись, епископ призвал князя и рассказал ему свой сон. В это время появился на церковном дворе царевич, несший три иконы, сияющие у него в руках. Так было положено начало храму первоверховных апостолов Петра и Павла, при котором вскоре устроилась обитель иноков - Петровский монастырь "на поле".

Владетельный князь Ростовский и епископ, почитая блаженного Петра, и боясь, как бы он не возвратился в свое отечество, принудили его, по многом увещании, сочетаться законным браком. Венчание Петра на дочери ордынского вельможи, поселившегося в Ростове, было совершено в Ростовской соборной церкви. Супруги имели многочисленное потомство [2]. Петр Ордынский навсегда остался в России и до самой смерти находился в Ростове, пережив и святителя Игнатия, и князя Ростовского Бориса Васильковича, с которым он побратался.

Только в глубокой старости Петр, после кончины супруги, он принял постриг в монастыре, который сам когда-то основал на берегу Неро. Скончался преподобный Петр в глубокой старости в 1290 [3] году. Тело его погребено в созданной им обители, в соборном Петропавловском храме, где мощи его почивали под спудом и в начале XX века.

Почитание преподобного царевича Петра началось с XIV века. Сохранилось несколько списков житий ("сказаний") о "блаженном" Петре, древнейший из которых, по мнению В. О. Ключевского, относится к началу XIV века [4]. Одно время местная память святому Петру творилась 29 июня, но затем закрепилась память 30 июня [5].

_____________
[1] Основная версия. Иногда называется племянником Батыя. По восточным источникам однозначно не удается идентифицировать царевича Петра с кем-либо из Джучидов. По одной версии, "он был потомком Бату по линии его сына - Абукана, или внуков - Тарбу и Туктунуки, особенно учитывая, что Тарбу уже не было в живых". См. Малышев А.Б., Христиане и христианство в среде золотоордынской аристократии // [Сборник] От Онона к Темзе. Чингисиды и их западные соседи: К 70-летию Марка Григорьевича Крамаровского / [ред.-сост. В. П. Степаненко, А. Г. Юрченко]. - Москва : Изд. дом Марджани, 2013, с. 154 http://books.google.com/books?id=jdmsCwAAQBAJ&pg=PA154.

"По другой версии, царевича Петра нужно искать среди ханов Кок-Орды: потомков Орду-Ичена или Шейбана - сыновей Джучи-хана, и, в частности, Петра отождествляют с двенадцатым сыном Шейбана – Коничи". См. Селезнсв Ю.В. Элита Золотой Орды. Казань, 2009. С. 149-151.

[2] О роде царевича Петра см. Кузьмин, А. В. На пути в Москву: очерки генеалогии военно-служилой знати Северо-Восточной Руси в XIII-середине XV в. Т. 1 / М. : Языки славянской культуры, 2014, с. 204-209, http://books.google.com/books?id=ci6YCgAAQBAJ&pg=PA204

[3] Основная версия. На странице Вашингтонского Иоанно-Предтеченского собора, http://www.stjohndc.org/Russian/saints/r_0709_petr_ord.htm, - в 1280 году. В Прологе и Четьях минеях приводится 1253 год.

[4] "Сказания" о Петре напечатаны в "Православном Собеседнике" (1859, I т.) и в "Ярославских Епархиальных Ведомостях" за 1875 г., № 39 и 40.

[5] По некоторым сведениям празднование святому было установлено на Московском Соборе в 1547 году. Однако, его имя обычно не указано в сонме прославленных на Соборе святых. Возможно Собор лишь подтвердил уже закрепившееся повсеместное почитание.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/15483.html

 ←  Апостол Павел, первоверховный, апостол языков

Святитель Софроний, епископ Иркутский  →