Престольный праздник в храме Трех святителей
12.02.2018Вечером 11 февраля 2018 года, накануне дня памяти Вселенских великих учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, митрополит Псковский и Порховский Евсевий совершил Всенощное бдение в храме Трех святителей при Псковском Государственном Университете.
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Андрей Большанин и местное духовенство. За богослужением молились прихожане, преподаватели и студенты университета. Своим пением Божию службу украсил хор под управлением Т.С. Зимарской.
Перед началом богослужения митрополит Евсевий преподнес в дар Трехсвятительскому храму и вручил настоятелю храма протоиерею Андрею Большанину икону Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
На Утрене духовенством во главе с Владыкой митрополитом был торжественно совершен полиелей и пропето величание великим учителям Церкви – святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому, а также величание святителю Тихону, Патриарху Всероссийскому. Затем, после прочтения Евангелия, митрополит Евсевий помазывал многочисленных верующих освященным елеем.
По отпусте Первого часа Псковский Архипастырь обратился ко всем собравшимся с приветственным словом и сказал: «Дорогие о Господе отцы, братья и сестры! Всех вас душевно приветствую с престольным праздником Святителей христовых и вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого!
Первые три века нашей эры, христианской истории были наполнены великими страданиями за имя Христово, и, как писали об этом, земля была пропитана кровью святых мучеников. Три века страдали за Христа те, которые уверовали в него, как в Спасителя мира. Но, несмотря на мучения и гонения, Церковь утверждалась, строилась, росла, как великое древо, которое цвело и приносило «плод красный», то есть, красивый. Церковь украшалась подвигом святых мучеников, но учение ее сохранялось кристально чистым. Но в последующие годы и века уже в саму Церковь проникали те, которые хотели разрушить ее изнутри. Если первые три века Церковь терзали физически и пролили много крови верующих, то в последующие века сектанты, раскольники, еретики терзали Церковь своим ложным еретическим учением.
Но, как в первые века Господь посылал стойких мужественных исповедников, которых мы теперь называем мучениками за Христа, то в последующие века Господь посылал великих столпов Церкви, светильников церковных, которые очищали Церковь от разных еретиков и лжеучителей. Такими богомудрыми посланниками Божиими в первую очередь были ныне чтимые вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, святитель Николай, святитель Спиридон и другие мужи, которые своей молитвой, своим служением, своим писанием очищали Церковь от всякого лжеучения.
Наша святая Православная Русская Церковь получила свое начало от Церкви Восточной и, прежде всего, от Византии. Но ее основание, как и у других поместных Церквей – слово Божие, учение Христа Спасителя, определения семи Вселенских соборов и учение святых отец, и ныне чтимых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Почему же Церковь так определила, что учение свое она проповедует именно подвигом от святых отец? Потому что святые отцы, особенно ныне чтимые, прежде всего сами испытали, что значит святое Православие, что значит слово Божие, Евангелие, что значит учение Церкви.
Прежде всего, ныне чтимые святители учились в знаменитых школах тех времен: Александрийской, Антиохийской, Афинской у знаменитых тогда ученых. А затем они вошли в подвиг пустынничества. Каждый из них какой-то период жизни своей провел в пустыне, чтобы опытно познать волю Божию и Дух Божий воспринять в свое сердце. И этим Духом Божиим они и утверждали святое наше Православие. И если наши предки русские утверждали свою веру и совершали молитву по учению вот этих святых древних отцов, то и нам нельзя отходить от их писаний.
В древности было мало еще школ духовных, было и мало грамотных людей, но пустынники и монашествующие, сами испытав на себе силу благодати Божией через молитву, через подвиг поста и терпения, учили и проповедовали об этом русскому народу, нашим предкам, которые, следуя их писаниям, совершенствовались духовно и спасались для вечной жизни. Не стоит и нам с вами забывать того, чему учили наши святые отцы. А то мы сейчас тратим время на различные рекламы, на пустые учения или увлечения, а слово Божие, а писание святых отец мы оставляем где-то в стороне. Прошу вас, не забывайте писаний от святых отец! «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается». «Святым Духом… и чистотою», а этому можно научиться только от святых отец и от их святого писания.».
За радость молитвенного общения дорогого архипастыря поблагодарил настоятель храма протоиерей Андрей Большанин и сказал: «Дорогой Владыка, примите искреннюю благодарность за Ваше слово, за Вашу молитву и за этот живой храм, в котором так легко молится и легко поется. Огромная благодарность Вам и за эту икону. Вы были участником архиерейского собора, который состоялся спустя сто лет после Поместного собора 1917 года. И многие участники того славного собора изображены на этой иконе, как уже святые новомученики и исповедники нашей веры, которую они кровью засвидетельствовали. И Вы, дорогой Владыка, получив эту икону от Патриарха, также в дар принесли ее нам. Низкий Вам поклон, сердечная благодарность и от всей души желаем крепости сил на многая и благая лета!».
Владыка митрополит поблагодарил отца настоятеля за теплые слова и особо отметил, что: «Я открывал этот храм и хочу, чтобы эта икона Собора новомучеников и исповедников Русской Церкви была бы здесь свидетельницей и моей жизни, и моих трудов, и моего служения по образу тех, кто проливал кровь, кто терпел страдания и муки в Соловках, в различных рудниках. Это наши святые отцы, потрудившиеся по примеру первого из них – новомученика и исповедника святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, который пребывал здесь, в этом здании, некогда Духовной семинарии, где он учился и преподавал. Не будем же забывать о тех, кто закладывал фундамент для жизни нашей Церкви, для нашего служения в молитве, для жизни и доброделании во Христе для нашего спасения!».
Псковское Епархиальное Управление