Храм святителя Василия Великого

На главную ‹ Все новости

Обновление раздела "Святыни Псковской земли" - старец Нил Крючский (1924)

23.06.2012

Обновление раздела "Святыни Псковской земли" - старец Нил Крючский (1924)Дорогие братья и сестры!

Псковская земля прославлена многими подвижниками, но некоторые имена и подвиги до сих пор остаются малоизвестными православному паломнику. Так, неподалеку от села Миритиницы Локнянского района Псковской области, на берегу речки Демьянки, погребен псковский подвижник иеросхимонах Нил (+1924). По свидетельству священника Александра Никифорова, настоятеля Троицкого храма села Миритиницы, по молитвам отца Нила подается помощь в тяжелых недугах. Несколько лет назад на могиле подвижника произошло исцеление женщины от рака. В Троицком храме хранятся скуфейка, вериги и частица епитрахили подвижника.

Адрес: Псковская обл., Локнянский р-н, д. Зенцово, урочище Крючи (Крючки)

Проезд на автомобиле: Трасса Локня - В.Луки, в Прискухе поворот на Липваны - Володьково - Айдарово, в Айдарово за мостом поворот налево в гору по грунтовке 1 км к погосту.

С полным жизнеописанием старца Нила, пустынножителя Крючского можно ознакомиться здесь, в разделе "Псковские святые и праведники."

Впечатления о паломничестве к месту подвигов старца Нила Крючского в 1999 году описаны иноком Всеволодом (Филипьевым):

Впервые пришлось услышать о жизни и подвигах старца Нила от иepoмонaxa Феодорита (Валикова), который подвизался в им самим выстроенной часовне св. Царя-Мученика Николая, в селе Миритиницы, на Псковщине.

В годы молодости отца Феодорита был с ним такой случай: одна старая монахиня по имени Анастасия сказала ему: "Приплывешь ты к берегам Нила". Прошли годы, и неясное поначалу предсказание монахини сбылось. Сейчас трудно сказать была ли та монахиня из духовных дочерей старца Нила Крючского или это Господь через нее указал отцу Феодориту место его будущего служения. Но как бы там ни было, а жизнь отца Феодорита и в самом деле оказалась тесно связанной с местами подвигов старца Нила Крючского.

Село Миритиницы находится в нескольких часах езды от местечка Крючи, где подвизался старец Нил. Когда к отцу Феодориту приезжают паломники на машине, то он обычно просит свозить его на Крючи, поклониться могиле подвижника. Прикладываясь к надгробию на могиле старца Нила, отец Феодорит говорит: "Вот и приплыл я к берегам Нила"...

По милости Божией, мне удалось посетить Крючу летом 1999 года вместе с паломниками из Москвы, которые однажды уже были у могилы старца Нила с отцом Феодоритом.

Итак, мы в пути на Крючу. Давно уже остались позади Великие Луки; мы плутаем по пустынным дорогам Псковщины, ибо сопутники мои помнят дорогу на Крючу только приблизительно. С двух сторон дороги сплошной зелено-голубой лентой стелятся поля, озера и перелески. Время от времени встречаются малолюдные деревни и заброшенные коровники. Встречаются и храмы, но не так часто, как в центральной России.

Мы уже почти приехали, но вот именно, что почти... Где-то здесь должна протекать речка Демьянка, на берегу которой и расположилось местечко с причудливым названием Крючи. Завидев на дороге местных жителей, останавливаем машину; спрашиваем: "Не знаете ли, где тут могила старца Нила?" На удивление сразу же получаем точное указание, как проехать на Крючу, и со вздохами облегчения трогаемся в дальнейший путь.

Поворот, еще поворот и мы въезжаем на еле приметную в поле дорогу с многочисленными буграми и ухабами. Неожиданно дорога ныряет в густой кустарник и упирается в Демьянку, которая оказывается вовсе не рекой, а широким ручьем. Машина фыркает и останавливается у самого переезда через Демьянку. На ту сторону нам не нужно, так как Крюча лежит с этой стороны речки.

Выходим из машины и идем вправо, вдоль Демьянки. Тропинка, совершенно утонувшая в высокой траве, поднимается на откос прибрежного бугра, и нашим взорам открывается Крюча. Вот она благословенная крючская пустыня, приютившая многих пустыннолюбцев, и бережно хранящая в своих недрах мощи некоторых из них. Здесь - тишина, и только васильки слегка покачивают головками, как бы приветствуя нас. Мы вступаем в пределы еще одного позабытого людьми "града Китежа". Сколько их таких на Святой Руси?

Что же представляет из себя cиe место? Крюча, Крючи или Крючка, - так окрестные жители называют это место. Тут речка Демьянка делаете несколько крутых поворотов - крюков, откуда и пошло название местности. С правой стороны Демьянки - высохшая пойма реки, отгороженная от внешнего миpa естественным косогором. Это и есть Крюча. Если подняться на вершину косогора, то окажешься на том самом поле, по которому мы ехали к переезду через Демьянку.

День нашего паломничества выдался солнечный, но не жаркий; можно неспеша прогуляться и оглядеть все достопримечательности Крючи. Вот и первая из них; тропинка проходит над ямой, заросшей травой. В яме, как мне объясняют, когда-то находилась землянка старца Антония, первого духовника отца Нила. Однако теперь, после внимательного прочтения жизнеописания старца Нила, мне кажется, что эти сведения неточны. Ведь в жизнеописании сказано, что отец Нил был погребен "против пещеры отца Антония", а упомянутая яма находится не на склоне косогора, а на ровном месте, где пещеры быть не могло. Даже если предположить, что под пещерой подразумевается землянка, то все равно эта яма очень удалена от могилы старца Нила и никак не находится напротив нее, как сказано в жизнеописании. Вероятно, на месте указанной ямы стояла келия или какая-то другая скитская постройка.

Идем дальше. Тропка спускается с откоса и мы останавливаемся около остова разрушенного скитского храма. Сохранилось довольно высокое каменное крыльцо и четкий прямоугольник стен, внутри которого высятся холмики из разбитого кирпича и земли, основательно заросшие высокой травой и кустарником. На этом месте, по слову жизнеописательницы, "славили Господа день и ночь". Пронзает мысль: насколько все-таки неуничтожимы христианские храмы; стены храма разрушены, но сердцем чувствуешь, что духовный храм, который созидался здесь молитвами пустынножителей - цел и невредим. А эти руины, несмотря на все усилия безбожных разрушителей, остаются христианским символом, глядя на них вспоминаешь сказанное апостолом Иоанном Богословом о Вышнем Иерусалиме: "Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель - храм его" (Откр. 21, 22).

Проходим еще несколько десятков метров и оказываемся у могилы старца Нила. Она действительно покрыта массивной каменной плитой и ограждена железной оградой. Деревянный крест, упоминаемый в жизнеописании, не сохранился. Зато на могиле имеется теперь целых три креста: каменный - на надгробии, и два железных - в изголовье могилы. Над железными крестами сделана сень из железных листов, внутри которой прикреплен фотопортрет старца Нила. Под ним подпись: "Сх. Нил". Старец выглядит на портрете еще не очень старым, и на нем нет священнического креста.

С благоговением прикладываемся к надгробью и ко крестам, молитвенно поминаем старцев Антония, Нила и иже с ними на Крюче подвизавшихся.

А вот и удивительная находка: под сенью рядом с портретом отца Нила кто-то поставил маленький фотопортрет св. прав. Иоанна Кронштадтского, причем это явно прижизненный оригинальный фотоснимок. Мы не удивляемся тому, что на могилу старца принесен портрет св. Иоанна Кронштадтского, ведь из жизнеописания очевидна их связь, но мы удивлены тем, что принесший не пожалел оставить на могилке старца Нила старинный фотоснимок кронштадтского праведника. Прикладываемся к изображению отца Иоанна и возвращаем его на место.

Рядом с могилой старца имеется еще два захоронения. Чьи они? Никаких надписей на крестах не сохранилось. Позже, порасспросив местных жителей, удалось выяснить, что в одной могиле погребен благочестивый мирянин из причта ближайшей церкви, который, вероятно, был близок к старцу Нилу; во второй же могиле погребен сподвижник отца Нила - Антоний. Но что это за Антоний: схимонах, первоначальник Крючский, к которому в свое время пришел отец Нил, или келейник отца Нила, монах Антоний? Скорее второе, так как в жизнеописании не упоминается о могиле старца Антония на Крюче, зато говорится, что здесь скончался и, по всей видимости, здесь же был погребен келейник отца Нила.

Могилы расположены под самым косогором, довольно густо заросшем в этом месте уже не кустарником, а деревьями. Вот тут, похоже, и находилась землянка-пещера старца Антония. Жаль, что мы не догадались обследовать косогор, быть может удалось бы найти следы пещеры.

От могилы тропинка ведет через пойму к берегу Демьянки, сплошь заросшему деревьями, кустарником и дремучими травами. Здесь Демьянка более похожа на речушку, чем у переезда, хотя рекой ее назвать все-таки трудно. Местные жители говорят, что раньше она была шире, глубже и чище, а теперь, как и предсказывал старец Нил через нее скотину водят. Тем не менее, верующий люд продолжает брать из Демьянки воду, которую употребляют, как святую. Берут воду в том месте, где по преданию брали ее старцы Антоний и Нил, где они освящали воду, когда в праздник Крещения ходили на "Иордань". В этом месте с двух сторон речушки укреплены православные железные кресты.

Мы достаем специально принесенные с собою бутыли и набираем воду из Демьянки. Зачерпываю ладонью холодную, мутноватую водицу; пробую на вкус, омываю лицо. Мне вода Демьянки кажется вкусной. Может быть, это от того, что я знаю, что воды ее освящены не только крючскими пустынножителями, но и многими другими древними подвижниками этого северо-западного края. Так, например, на берегах Демьянки подвизался в XVII веке прп. Никандр, постриженник Крыпецкого монастыря. На берегу сей реки он основал Благовещенскую пустынь, которая потом стала именоваться Никандровой. В пустыне той прп. Никандр и скончался, в ней же покоятся до сего дня его святые мощи.

Неожиданно мое внимание привлекает крест, виднеющийся сквозь просвет рощи на вершине косогора, с противоположной стороны речушки. Вопрошаю моих спутников, они недоуменно пожимают плечами. По упавшему дереву перебираюсь на другую сторону Демьянки и, изрядно поободравшись, продираюсь напролом через заросли кустарника и крапивы к заветному кресту. Поднявшись на вершину косогора, неожиданно обнаруживаю, что здесь приютилось небольшое сельское кладбище, а за ним опять, как и с той стороны реки, - поля и перелески. Кладбище, видимо, не старое, хотя, кто знает, может этот погост начал свое существование во времена крючского скита, хотя в жизнеописании отца Нила об этом ничего не сказано. Судя по надписям на могилах, кладбище довольно новое. На обратном пути нахожу тропку, по которой гоняют к водопою скот, и по ней возвращаюсь к Демьянке. А потом, опять по упавшему дереву, перехожу на противоположную сторону.

Мои спутники к тому времени разбрелись кто куда по Крюче, пошел и я побродить вдоль реки. Внимание мое привлекает несколько маленьких полуостровов, созданных причудливыми изгибами реки. Быть может, на них были расположены скитские келии; по крайней мере мне эти полуостровки кажутся очень удобными для отшельничества. Нагулявшись, мы вновь встречаемся у могилы старца. Еще раз прикладываемся к ней и отправляемся в обратный путь.

Идя по тропке, я размышляю, насколько сокровенны жития наших русских северных подвижников. Они учат нас не тому, какие подвиги совершать, но тому, как эти подвиги скрывать от глаз человеческих. Такой сокрытостью отличается, например, житие прп. Нила Сорского; таково и жизнеописание Нила Крючского, не говоря уж о его сподвижниках. Скажем, послушница Ольга, составительница жизнеописания: кто она? откуда? - О ней самой ничего не говорится в ее писаниях.

Неизвестно и многое другое. Например, в честь какого преподобного был пострижен отец Нил. Можно только предполагать, что в мантию он был пострижен в честь прп. Нила Столобенского, в обители коего состоялся постриг. После же пострига в великую схиму у отца Нила осталось то же имя, но, быть может, его небесным покровителем стал уже не прп. Нил Столобенский, а прп. Нил Сорский?

Обращает на себя внимание и то, что отец Нил отправился по благословению Царицы Небесной на остров Козел с образом Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Это, конечно, не случайно, ведь Тихвинская икона является покровительницей новосозидаемых монастырей.

Пока я так размышлял, мы уже почти вышли из Крючи. Поднявшись на откос бугра я оглянулся в последний раз на крючскую пустынь; сердце замерло, все так же покачивали головками васильки, только теперь, как бы прощаясь с нами. Мы покидали Крючу, оставляя ей, ее пустынное безмолвие и покой. Прощай, Крюча. Храни свою намоленную тишину для новых пустыннолюбцев, которые, хочется верить, еще придут к тебе, чтобы славить Господа день и ночь... А нам удастся ли когда-нибудь вернуться сюда? Бог знает.


Вечная память и вечный покой тебе, дорогой отец Нил. Помяни нас в твоих святых молитвах.



Все новости