Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Проза ‹  Беседы с духовенством и размышления ‹ Священник Максим Горшков

Священник Максим Горшков: "Моя задача, чтобы литургия была нашим Хлебом насущным".

Литургии, которая от ада избавляет ревнителей, как поется в одном из акафистов, очень трудно нам, современным людям, не бывшим в храме с детства, сопереживать, внимать и твердо молиться. Мы зачастую не знаем и не понимаем смысла действа, мы не догадываемся, что происходит там, за закрытыми (или открытыми) Царскими вратами, о чем молится священник и как священнодействует. Мы не понимаем сакрального смысла Божественной литургии.

Поэтому наша мысль блудливо растекается, мы начинаем "думать" о том - о сём, и вдруг приходим в себя уже в конце Евхаристического канона. Страшно обидно. Есть священники, понимающие проблему, горящие желанием донести тайну литургии до своей паствы. Один из таких священников встретился на нашем пути: настоятель храма Рождества Христова в Новоржеве иерей Максим Горшков. Ныне батюшка служит в Дно в храме Михаила Архангела. С отцом Максимом мы немало говорили о понимании Литургии, он считает, что главным проводником и болезнователем о понимании священством литургического богослужения был праведный Иоанн Кронштадтский.

р.Б. Наталья

Священник Максим Горшков:
Храм наш на кладбище построен заново лет пятнадцать назад, как и прежний, во имя Рождества Христова. Население в городе около четырех тысяч человек. На литургии обычно стоит человек двадцать. На Пасху было причастников более тридцати, а в Крестном ходу было немало народа, около ста человек. В этом году было служить на Пасху легко, все были спокойными, радостными, и Крестный ход прошел умиротворенно. Мы служим три литургии в неделю: в среду, в субботу, и в воскресение, но, если выпадают праздники, тогда служим и четыре литургии в неделю, и пять. К сожалению, люди посещают службу, но как-то не очень хотят совершенствоваться дальше: читать в храме, петь. Сейчас цветы в храме есть, а раньше люди не понимали, что храму нужны цветы, теперь наши прихожаночки приносят свои садовые цветы летом, и полевые. Наша жертва Богу не только свечи, деньги, но сердце, душа, а цветы - это тоже есть некое выражение любви нашей к Божьему храму.

В воскресение после литургии служим благодарственный молебен нашему Богу Иисусу Христу, в среду после литургии служим молебен св. Пантелеимону. Молимся нашим новомученикам: отец Гавриил Апросьевский из Бежаниц, расстрелян в Новоржевской тюрьме в 1919 году, а также отец Василий Триумфов. Но где их мощи, пока неизвестно, вот мы и молимся им: "Святые священномученики, Василие, Гаврииле и Александре, молите Бога о нас". Прославлен в Тверской епархии отец Александр Ратьковский, уроженец Новоржевского уезда, расстрелян в Торопце, у него было девять детей. Мы почитаем преподобного Симеона (Желнина), уроженца нашего уезда, деревни под Выбором, насельника Псково-Печерского монастыря.

Хранятся в храме частицы мощей вмч. Пантелеимона, прп. Симеона, преподобномучениц Елисаветы и Варвары, свмц. Варвары, свв. Петра и Февронии из Мурома, св. мученицы Татианы. С ее мощами такая была история: как-то попросил у отца Тихона, наместника Псково-Печерского монастыря, для нашего храма частицу мощей святого, а отец Тихон ответил, что переоблачают в обители десницу св. мученицы Татианы, которая хранится в Михайловском соборе монастыря, крошечки мощей осыпались, и можно будет взять. Я приехал в монастырь, дали мне частицу мощей св. Татианы, одел ковчежец на грудь и пошел к машине. Вдруг, подходит ко мне женщина "с рыком": "Где тут отчитки?" - спрашивает. Я ей сказал, она попросила меня помолиться за грешную Татьяну, и отошла. Тут я понял, что у меня действительно на груди святые мощи Татианы, и до сих пор чувствуется их благоухание через мощевик.

Живем мы на народные деньги, что народ приносит в храм, то и делим по благословению нашего Владыки на три части: все, что от службы и треб получается - в Епархию, на церковь и священнику. Благодетелей нет, но люди приносят денег, жертвуют, правда, на ремонт пока не хватает, храм уже ветшает.

Когда отец Павел (Кравец) благословлял меня на приход, он меня предупреждал о прихожанах: "Ты пойми одно - ты грешник, а они - святые люди". Некоторым моим прихожанкам 90 лет и они - девственницы. Приходишь к ним в дом их отпевать и видишь, что даже летом там можно ходить только в валенках, пол дырявый, проводка старая, иконки в углу - и когда ты видишь такую убогость, то действительно понимаешь, что ты грешник по сравнению с тем человеком, который здесь жил. Таких людей отпевать очень легко. И исповедовать их так же просто, какие там грехи, а если что и есть, они все хорошо понимают. В старшем поколении, которым к 80-годам, вера воспитана, а тем, кому 50-60 лет - там уже большой духовный пробел.

У нас в храме идет чтение Псалтири. Дежурная, которая в храме с 9 до 12, по благословению Владыки читает Псалтирь. Прибирается в храме и читает. У нас две тетрадочки: в одной о здравии и за упокой родных, кто дежурит, а вторая книжечка за упокой читается всех отпетых. Так за неделю вычитывается нашими дежурными Псалтирь, если не успевают - дома вычитывают Псалтирь с именами, за кого молятся.

Когда-то в Новоржеве был большой храм святителя Николая, народ его любил, сейчас на этом месте стоит танк. Войну храм выстоял, а взорвали его в 60-е годы, камня на камне не оставили, пятипрестольный был храм, и теперь дорога из Новоржева во Псков идет через пригорок - по алтарю разрушенной церкви.

О причастии: Сейчас причащаться надо чаще, я так считаю. По апостольскому правилу, если больше трех недель не причащался, то извергали такого человека из Церкви. Не буду возражать, если человек причащается каждое воскресение.

О Литургии: наши прихожане литургию не понимали, и поэтому мы распечатали книжечку праведного отца Иоанна Кронштадтского "О Божественной Литургии", и даем ее читать людям. Этот текст я читал, когда еще был не в Церкви, был не церковным человеком, и слова отца Иоанна о Божественной Литургии сейчас перед литургией я стараюсь для себя лично всегда прочитать, хоть абзац, потому что очень рассеиваешься на приходе и отдаляешься. А отец Иоанн объясняет вполне ясно, каким должен быть священник, как должен служить и как должны принимать литургию прихожане. Ведь молитва священника в алтаре обращена к Богу-Отцу, а помыслы отвлекают очень сильно. В воскресение, возможно, потому что воспоминается Воскресение Христово, служить легче, чем на неделе, или в субботу. В воскресение есть подъем, уже летать хочется.

Через книжечку Иоанна Кронштадтского мы пытаемся изменить атмосферу города Новоржева, тяжелую, малодуховную. Каждая книжечка дарится, а теперь просят и те, кто услышал о книжечке, просят почитать. Те же, кто прочитал, уже осознанно стоят на литургии, приходят на исповедь и причастие. Когда крещу детишек, непременно беседую с родителями, крестными о литургии, вере, причастии. Беседа идет постоянно с людьми. Но здесь есть проблема: в Новоржеве остаются матери с детьми, дети рождаются, а отцы уезжают на работу в Питер, в Москву. У нас работы нет, последний завод маслодельный закрылся. Старые женщины переживают: они его восстанавливали после войны большими трудами, надрывались.

Работы у настоятеля много на приходе, но я выбрал литургию и работаю над ней. И моя задача, чтобы люди полюбили эту книжечку "О Божественной Литургии" отца Иоанна Кронштадтского и осознанно соучаствовали и сопереживали священнику в литургии, чтобы это действительно было общее дело, чтобы литургия была нашим Хлебом насущным.