На главную ‹ Проза ‹ Беседы с духовенством и размышления ‹ "Страшный Суд должен волновать всякого человека, если он об этом думает"
"Страшный Суд должен волновать всякого человека, если он об этом думает."
Прошла Неделя Страшного Суда в нашей Церкви, впереди Прощеное воскресение, Адамов плач об утраченном Рае, наступает Великий пост. С некоторых пор я его жду с особым желанием, он помогает мне очищать не только тело, но мысли и душу. Великий пост помогает моей внутренней духовной работе, которая есть самая тяжелая среди всех работ человеческих, потому что в этой работе делается "невозможное человекам" - попытка преодолеть свой грех, изменить себя. В человеке, по моему, не самому важному мнению, самая опасная составляющая - ум. Там и гордыня, там и помрачение, там и невозможность отличить добро от зла. От ума и нечистота сердца. Поэтому простодушным, полуграмотным бабушкам, не особенно вникающим в евангельскую мудрость, жить в Церкви легче, чем нам, образованным и "знающим". Бога они принимают сердцем. Великий пост открывает духовные очи и повергает, пусть на это время, "фараона мысленного", "волка" ума, помогает уничижиться, увидеть свою немощь и поразиться своему греху. Но он же дает и покой, усиливает молитву, и в эти дни Великого поста ты чувствуешь себя больше человеком, чем когда-либо.
р.Б. Наталья
В одной из встреч с настоятелем храма Георгия Победоносца в Камно иереем Алексеем Вовченко, задала батюшке простой вопрос, который лежит на поверхности, но который не часто возникает в нашем уме. Вопрос о Страшном Суде: Почему Суд - Страшный?
Отец Алексий:
Страшный Суд - это не абстрактное понятие суда, который нас ждет когда-то в будущем, а вполне конкретное понятие - конец земной жизни. Суд начинается с окончанием земной жизни для любого человека. Земная жизнь заканчивается, и дальше у нас уже нет ни покаяния, ни исправления. И с этим мы приходим на Страшный Суд. Для нас он страшен не обвинением наших преступлений, а тем, что мы не можем ничего уже переменить в своей жизни.
Поэтому и в чтении Евангелия от Матфея, которое произносится в начале Недели о Страшном Суде в православной Церкви, Господь говорит козлищам: "Идите в огонь вечный, уготованный дьяволу и слугам его" (Мтф. 25,41). Человек, приходя к концу жизни, а это может случиться в любое время, и в 20 лет и раньше, и позднее, если не задумывается, что ожидает его в вечности, может получить страшный итог. Потому что земная жизнь - это кратковременно. Вот летит метеорит по небу, и мы видим его зримую траекторию только тогда, когда он попадает в земную атмосферу, все остальное время его полета - до того и после того - нам неизвестно.
Вот так и земная жизнь проявляется в момент земного полета. Господь создал нас, пустил в эту земную жизнь, чтобы мы проявились, проявился тот свет, который в нас есть. Или же тьма, если мы не желаем быть вместе с Богом. Сами светить мы не можем, может светить только тот свет, который мы получаем от Бога. Человек является отображением этого света. И если мы этот свет в себе имеем, то по окончании земной жизни мы устремляемся к Свету, а если не имеем света, не получили, то - тьма обращается ко тьме, и соединяется со тьмой. Это действительно страшно. Страшный Суд должен волновать всякого человека, если он об этом думает.
- На Страшном Суде выбраны два животных - овен и козел, почему?
- Природа этих животных диаметрально противоположная: если овца по своему нраву кроткая, послушная, смиренная, то козел - строптив. И грехопадение изначально произошло как бунт против Бога. Покуда человек был в согласии с Богом и исполнял его волю - жил в Раю, а когда ослушался Господа, то потерял райское блаженство. С этого момента он уподобился козлу. И сейчас мы очень хорошо видим что, чем дальше, тем больше мы стремимся к мировой культуре и мировым ценностям. А в чем они состоят, если увидеть их суть? Как раз в этом образе "козла", который делает то, что ему хочется.
- Батюшка, в воскресном евангельском чтении прозвучали такие слова: "...как овец разлучает от козлищ...", а нам известно такое выражение: "за козла ответишь". В народе не любят, когда называют кого-то козлом?
- "За козла ответишь" - это такая сатанинская гримаса злобы. Все мы, конечно, любим, когда нас хвалят и обижаемся, если называют наши недостатки. Тут же начинается злоба и ненависть, можно стать врагами на всю жизнь, особенно, если человек не находится в лоне Церкви. Ведь Церковь говорит: "Не обличай злого - да возненавидит тебя, а обличай премудрого, и станет тебе другом". Человек, который ищет спасения, готов бороться со своими недостатками и искоренять их. Мы же часто себя не видим, а со стороны-то виднее. "За козла ответишь" - это порождение последних лет. Раньше были братья и сестры, и "если брат согрешил против тебя, то пойди, обличи его и если он покается, будет снова любовь между вами" - вот позиция Церкви, а "за козла ответишь" - это потеря веры. Что свидетельствует о том, что у нас в государстве произошел сильный сдвиг в сторону мрака, в сторону той бездны, где царствует дьявол.
- На слэнге, отец Алексий, одна из мировых ценностей - доллар - "бакс" переводится как "козел".
- Этот "бакс" и начинает править миром. А "овца", она в поругании у всего мира. И герои нынешние, западные - они своей силой все гнут.
- В ектении, в прошении на литургии священник говорит: "Доброго ответа на Страшном судилище Христовом просим", о чем здесь, батюшка?
- Мы просим о том, чтобы Господь открыл нам меру нашего грехопадения, открыл глубину нашей греховности. Ведь человек исполняет то, что знает. Вот знает английский язык и, значит, может на этом языке общаться. А если не знает - не может общаться. И если он не знает меры греховности, то ему недоступно и покаяние. Он будет плакать и может ощущать тоску в своем сердце, но покаяться не может, потому что не знает в чем. Вот в этом прошении священника к Господу как раз о том, чтобы Господь открыл нам наше духовное состояние, чтобы мы покаялись и наследовали жизнь вечную с Богом. И "Добрый ответ на Страшном судилище" - это, когда человек кается и приносит покаяние, примиряясь, тем самым, с Богом. И тогда в согласии с Господом он имеет добрый ответ на Страшном судилище. Вот Господь Петра трижды спрашивал: "Любишь ли ты Меня, Петр?" И Петр, который раскаялся после своего предательства, сказал: "Да, Господи, ты знаешь, как люблю Тебя". И получил от Господа добрый ответ: "Паси овец Моих" (Инн. 21,17). Таков был ответ Господа на покаянное сердце Петра.