На главную ‹ Проза ‹ Беседы с духовенством и размышления ‹ "Никогда никого не зли, и никогда ни на кого не злись!"
"Никогда никого не зли, и никогда ни на кого не злись!"
При храме Покрова Пресвятой Богородицы в Дедовичах вместе с отцом-настоятелем архимандритом Павлом служат несемейные священники, проживают и несут различные послушания в храме и по хозяйству старицы-монахини, послушники и послушницы, труженики и труженицы, общим числом более тридцати человек. Это настоящая Покровская обитель.
Монахини - старицы Покровской обители архимандрита Павла живут в обычных квартирах коммунального дома рядом с церковью. На двери их келий приклеена бумажка с текстом: "Никогда никого не зли, и никогда ни на кого не злись!" И правда, в матушках было много-много доброты, что редко встретишь в обычных женских монастырях. Самой молодой монахине, наверное, лет восемьдесят. Тогда в наш приезд тяжело отходила монахиня Нонна, ей было за девяносто, она и преставилась ко Господу на Светлой седмице. Поговорили мы немного и со схимонахиней Антонией, она отошла ко Господу пред своим отцом-настоятелем. Мне же остается только поминать этих удивительных наших православных.
р.Б. Наталья
О схимонахине обители Антонии отец Павел рассказал: "Она родом из глубоко верующей семьи тружеников, ставропольских казаков, за что отец был выслан вместе с семьей и в жутких условиях, в ссылке, помер от голода. Мать Антония тогда была девушкой Матреной. Вернулась она вместе с мамой в Ставрополье, тянула своих сестер и братьев, поступила в монастырь и воспитывалась затем под влиянием тетки-монахини. Я встретился с матушкой Антонией, когда был солдатом и служил в Новосибирске. Тогда приехал на Новосибирскую кафедру архиепископ Павел (Голышев), и вместе с Владыкой приехала повариха, которая перешла к нему от покойного митрополита Антония из Ставрополя. Была она высокого роста, с такой казацкой здоровой выпрямкой, труженица, многие вспоминают до сих пор ее красивые вкусные столы.
Она сама говорит, что любовь к людям можно передать и через обед. Она всех любит. Помню, моя мама, когда я стал монахом, очень отрицательно относилась к монашествующим, считая, что они ввели меня в заблуждение, она хотела иметь внуков, но когда она познакомилась с матушкой Антонией, то сказала: "Я видела истинную монахиню" - так у моей мамы изменилось в корне отношение к монашествующим. Когда Владыка Павел уехал за границу, матушка Антония переехала ко мне в Белую, и с тех пор она со мной. Вокруг нее стали собираться старые девы, потом появились монахини не из дев, а из вдов, и в настоящее время у меня около десяти монашествующих матушек. У нас не зарегистрирован официально монастырь, пусть его Господь регистрирует, а не органы власти. Но наш приход Дедовичский носит обительный характер, потому что у нас нет белого духовенства, нет женатых батюшек - все безбрачные".
Схимонахине Антонии 93 года. Она уверена, что путь монашества - спасительный, потому что это прямой путь к Господу. Мать Антония немного поговорила с нами, и в ее словах чувствовалась огромная сила, которая все еще есть в этой старой монахине:
"Господь даже намерения принимает. В монашестве трудятся для души, но это великий труд. Трудно себя обуздывать, смиряться и все принимать. Чтобы не говорили тебе, ответ может быть только один - "простите меня, я такая есть". Никакой гордости быть не должно - в этом и спасение, это и есть путь монашенки. Старались спастись, поэтому все терпели и биения, и гонения. И больше молчания, сокрушаться о себе. Трудиться надо, не лениться, я вот сейчас такая стала, ничего не делаю.
Моих отца с матерью выслали в 30-е годы из Ставрополья на Урал, потом вернулись, ничего не было, и мы стали домработницами. Владыка у нас был Ставропольский Антоний, я у него двадцать лет прожила с 1943 года. Мне тогда было около тридцати лет. А когда Владыка Павел (Голышев) постригал меня в монашество, дал мне имя Владыки - Антония. Вот так всю жизнь я и не выходила из ворот архиерейских, всю жизнь у Архиереев прожила, день и ночь трудилась. Служила у Владыки Павла в Новосибирске девять лет, потом в Вологде, оттуда он ушел на покой. Любила трудиться, любила чистоту и порядок. У Владыки надо много работать. У нас сейчас в храме порядок, нигде такого порядка нет. Спасибо отцу Димитрию и архимандриту Павлу.
Владыка Павел очень благородный, чтобы он накричал - этого никогда не было. Большие гонения выдержал. Ни один святитель не миновал скорбей: святитель Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов - все они страдали. Когда нападет на меня уныние, терпение кончается, думаю, Господи, а ведь они же как страдали! Найди такого человека, чтобы он не переживал, это только безбожник так может жить, и то они переживают по-своему.
С отцом Павлом мы рядом более сорока лет, он еще в армии был, когда я у Владыки Павла служила, служил в Академгородке, под Новосибирском, в воинской части, а в воскресение приезжал в город, в церковь, читал Шестопсалмие. Владыка заметил, что мальчонка к Церкви прибивается, и его приголубил. Он, как закончил службу, прямо к Владыке Павлу пришел, и вот мы всю жизнь дальше вместе с отцом Павлом, с архимандритом.
Брань духовная сильная, даже у старцев, поэтому надо безпрестанно просить и молиться: "Матерь Божия, дай терпения!" Без искушений нельзя, Господь их посылает для нашего спасения. Не будет искушений, будет все благо - мы не спасемся. Иисусова молитва - самая великая. Все мы читаем и Евангелие, и Псалтирь, и правило, и канончики вычитываем, а пока ходишь, все время с "Господи, помилуй!" - враг этого особенно не любит, отскакивает, когда ее читаешь.
Раньше все в комсомол спешили, все, а ко Господу не идем. Как так? В комсомол - все, а к Господу?"
Матушка Евфросиния из Великих Лук, пострижена три года назад в Покровской обители, постригал отец Павел. Говорит: "Рада, что я теперь здесь. А жизнь прошлую вспоминать страшно: столько работала в колхозе, что сейчас сама себе удивляюсь, как так можно было. Помню, была в Себеже на Покров Божией Матери, у меня там внучка живет, и тут меня как кто-то толкнул, думаю, надо сюда ехать в Дедовичи в Покровский храм. Приехала, так тут и осталась, потому что сына похоронила, дочка была - утонула в семь лет. Мне здесь очень хорошо, работы много, но по грехам своим, я должна еще больше трудиться".
Навестили мы и монахиню Херувиму из Болчино, матушке 91 год. Она, в основном, лежит, но нам сказала несколько слов: "Когда ушла на пенсию, говорю: "Господи! Помоги мне, день и ночь работала, больше не хочу". И Господь дал при храме Троицком работать в Болчино. Слава Богу за все!" Здесь, в Покровской обители мать Херувима на покое, есть уход, ее тут любят, она может прийти в храм и помолиться. У каждой монахини своя келья-комната. Очень помогает старицам певчая Ирина, и как все успевает эта добрая женщина!
Матушка Евпраксия тоже еще работает: сыр делает, творог, просфоры печет. У нее много работы, но большая печаль о детях и внуках: не ходят в храм. Матушка плачет.
О монашествующих архимандрит Павел сказал: "Я знал монахинь из закрытых властью монастырей, которые жили в миру и совершали полный круг монашеского правила со всеми вычитками, у них были книги. Знал своего дедушку, который жил с бабушкой, у него была дочь, моя мама, но как только он вышел на пенсию, ежедневно выполнял все правило: утром рано вставал, совершал полунощницу, потом вычитывал утреню, вычитывал часы, справлялся с домашними делами, далее вычитывал несколько кафизм Псалтири, обязательно читал один - два акафиста - и это ежедневно.
Есть "молитва воли", когда человек себя заставляет молиться и воспитывает себя в молитвенном духе, а есть молитва любви. В теперешнее время современные монахини совершают молитву воли, боясь пропустить хотя бы один тропарь. Она закончит молитвенное правило, но никто и близко не подойди, потому что там такое зло, такое самомнение, что она святая, а все вокруг нее грешные, ведь они не молятся так, как она.
И есть другие, которые трудятся и совершают молитву любви. Вот матушка Антония рассказывала: "бывало, один поклон через всю койку", потому что не хватало на большее сил. Но то, что она делала, работая для Владыки и монахинь - это и выше поста, и молитвы. Мать Антония у нас личность, наш Владыка Евсевий ее любит и почитает. Когда Архиерей наш приезжает в Дедовичи, все монашенки выстраиваются, и он с каждой поговорит. Владыка понимает, что у нас здесь пристань для людей, жаждущих спасения. У нас есть планы расширяться, а для спасения возраста не существуют, и я знаю, что есть молодые лучше старых, и есть старые лучше молодых. Есть девственницы гордые и злые, а есть несчастливые в семейной жизни, но добрые и милостивые к людям. Самое главное: милости хочу, а не жертвы".