Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Проза ‹  Беседы с духовенством и размышления ‹ "Встретились два друга на балу..."

"Встретились два друга на балу..."

Иеромонах Всеволод, настоятель храма Рождества Христова в Пожеревицах, Дедовичского района:

"В нашем Рождественском храме еще два придела - великомученика Георгия Победоносца и св. Параскевы Пятницы. Построен храм в конце 19 века, в 1937 году церковь стали разрушать, и ломали до 60-х годов, снесли купола, звонницу, сделали из храма клуб и библиотеку. Рассказывают, что в тридцатые годы иконы выносили из храма и прямо около церкви рубили и жгли. От старого у нас ничего не осталось. Даже купол не можем восстановить.

Открыли приход в 1989 году, служили в приделе св. Георгия Победоносца, а рядом кино показывали, клуб был. Затем храм передали нам полностью: но все было пусто, никаких икон не сохранилось, все иконы собирали с приходов или нам их жертвовали. Приход раньше был большим, деревень пятнадцать, наверное, сейчас деревни есть, а людей почти не осталось. По сельскому совету на все деревни насчитывается около тысячи человек. На наших воскресных литургиях стоят обычно 8-10 человек, в праздники гораздо больше - до 30. На Вербное воскресение было человек 50, это много, на вынос Плащаницы человек двадцать собралось. В Пасхальную ночь к кресту подошли двадцать пять человек. Клирос у нас из трех человек, бывает одна женщина, я называю ее "моя правая рука", одна службу ведет, потому что две другие еще работают и не всегда могут быть на службе. Заветный праздник у нас в Петровом посту девятая пятница после Троицы в честь Параскевы Пятницы - очень много народу собирается. Часто читаем в храме акафисты, каждое воскресение читаю акафист целителю Пантелеимону, святителю Николаю, св. Георгию Победоносцу, очень любят у нас люди акафист "Слава Богу за все" и заказывают его часто.

С субботы вечера и в воскресенье утром службы начинаются с правила причастникам, потом служим молебен с акафистом, в половине десятого начинается литургия, а после литургии совершаем требы, если они есть. Иконы в храме, в основном те, которые знает и любит народ: Божией Матери "Неупиваемая Чаша" - при нашем пьянстве икона одна из самых почитаемых и известных, "Скоропослушница", Дедовичский край - край Божией Матери Скоропослушницы. В каждом храме есть своя Скоропослушница. В Рождественском храме в Пожеревицах есть иконы святителя Николая Угодника, Никандра Порховского, целителя Пантелеимона, преподобного Серафима Саровского и др. Как сказал наш благочинный отец Павел: "Не ищите знамений, а подходите, молитесь и Господь пошлет вам".

Наша деревня полностью вымирает, народ отучили за это время так, что сейчас в деревне никто ничего не хочет делать, но пьют каждый день. Мы посещаем социальную больницу на 25 человек, хожу в приют, где 12 детишек живут - всегда поздравляем и стариков, и детей с Рождеством Христовым, с Пасхой Христовой, ставим для них духовные концерты. Умирает людей больше, чем рождается: за год отпели человек пятнадцать, а крестин нет, некому рожать в деревне. Думаю, в такой жизни, какая у нас сейчас на селе, все виноваты: и правительство, и народ, потому что правительство это все допускает, а народ делает.

Ездим в Вышегород, где стоит храм в честь Архистратига Михаила, мы там тоже служим на храмовый праздник; зимний придел во имя Иоанна Крестителя. Заветный праздник в Вышегороде на Параскеву.

На стене храма памятная доска: "Храм сей во имя Святаго Архистратига Михаила приделом Рождества святаго Предтечи Крестителя Господня Иоанна сооружен на иждивение Петра Ивановича и супруги его Анны Александровны и сыновей их генерал-лейтенанта Василия, генерал-майора Александра и тайного советника Николая Петровича Бибиковых. Основание или закладка его последовала 1863 года, освящены престолы первый во имя Архистратига Михаила 1 июля, второй во имя святаго Иоанна Предтечи 2 июля 1873 года. Снабжение церковной утварью и принадлежностями последовали при содействии генерал-майора Александра Петровича Бибикова".

То есть каждый член семьи внес свой личный вклад в строительство и благоукрашение храма. Собор не однажды грабили, усыпальница Бибиковых разрушена и осквернена. Были в недавнее время сделаны храмовые росписи.

Будем служить здесь в Фомино воскресение. В Троицу, девятую пятницу после Троицы в Параскеву, на Тихвинскую. Чередуем: одно воскресение служим в Пожеревицах, другое - в Вышегороде, но это только летом. Храм огромный, его не натопишь".

Храм в Вышегороде необычен: крестовокупольный четырехлепестковой композиции под вспарушенным шлемовидным сводом и шатровым восьмериком в завершении; пониженный северный придел Иоанна Предтечи под шлемовидным куполом; трехъярусная колокольня. Все сооружение на цокольном этаже, который служил усыпальницей. Стиль - романтизм, ранняя эклектика.

Еще отец Всеволод служит в Бельском устье, где построили недавно храм в честь иконы "Неупиваемая Чаша" рядом с детским домом. Там есть прекрасный старинный храм Вознесения Господня, вроде бы, его собираются восстанавливать на государственные средства.

О вере: Был у меня такой случай: поженились мои знакомые, и какое-то время спустя, встречаю свекровь молодой жены, она говорит, что вот все хорошо, только невестка родить не может, болезни. Я говорю: "Так, приезжайте ко мне, поедем на источники в Никандрову пустынь, покупаемся, а потом уже дальше будем думать". Невестка, которая была не особенно верующим человеком, сказала: "Поехали". Поехали супруги, покупались, через девять месяцев день в день молодая женщина родила девочку. И теперь говорит: "Мне ни врачи, никто не нужен, кроме Бога". Вот такое чудо произошло, хотя был поставлен диагноз, что она не может родить. Часто бывает, молишься, не замечаешь, а потом люди приходят и благодарят: кто-то пить перестал, кто-то работу нашел... Одна бабушка на приходе все время меня просила, когда читаешь Евангелие на молебне, положить его ей на голову, потом какое-то время прошло, она мне призналась: голова теперь не болит, а так страдала от головной боли.

Отец Всеволод отметил, что нынче в Пасхальном Крестном ходе пьяных не было. Народ приходил в храм, свечи ставили, а когда пошли на улицу Крестным ходом: "Христос Воскресе!" - и эхо долгое, народ отзывается: "Воистину Воскресе!" А помню несколько лет назад, когда здоровался на Пасхальной седмице: "Христос Воскресе", мне не отвечали, краснели даже, а теперь иду по деревне - все отвечают: "Воистину Воскресе!"

О причастии: Часто ли причащаться надо? Я всегда своих бабушек сравниваю по своей матери: она, когда была поздоровее, и было еще у нее хозяйство, встать нужно было в пять часов утра, всех накормить, скотине дать, дома все сделать и в храм идти пять километров. Она пришла, запыхалась, устала - и на исповедь. И если священник ей скажет: "Не готова!" Ее бы это убило. Вот и я исповедую своих прихожанок, а они мне говорят: "Батюшка, хозяйство, муж запил, дети, ничего вычитать не успеваем". Но, если не ела с утра, я благословляю таким труженицам причащаться.

Рассказал отец Всеволод притчу: Встретились два друга на балу. Один рассказывает: построил церковь, литургия совершается. Другой тоже рассказал: "У меня все хорошо, много заводов, фабрик, магазинов." После бала разъехались приятели, и богатый вернулся домой и думает: Господи, как же я так прожил! Мой друг намного беднее меня, а храм построил, молится... А у меня много всего, но кому я все оставляю, когда умру? И решил он строить храм, и в уме своем, ложась спать, строит храм, представляя, каким красивым он будет, и умер во сне. Но Господь принял его покаяние: стали за него молиться, и было видение того самого храма, который усопший рисовал в своем воображении. Как говорит отец Павел, за благое намерение Господь целует руку.

Шел разговор с отцом Всеволодом и о работах в храме, многие батюшки отмечают, что если раньше поработать для храма было честью, и работали во Славу Божию, бесплатно, для Бога, то теперь, в большинстве случаев, только за деньги соглашаются.

"Была у нас старица Степанида Ивановна, Царство ей Небесное, - рассказывает отец Всеволод, - она причащалась у батюшки Иоанна Кронштадтского и была уверена, что, кто причащался у отца Иоанна, тот гореть не будет. Причащалась в храме Спаса на Крови вместе с Царской семьей, когда была послушницей, стояла в храме и видела Царя. Царская семья причащалась вместе с народом, никто не караулил, никакой охраны не было, всех пускали в храм. Государь шел из храма и монетки народу раздавал золотые".

Отцу Всеволоду 43 года, из них 24 - в сане, родом из Брянской области. Смолоду на клиросе, как он рассказывает, а было время войны в Афганистане, просил Господа управить: в армию не взяли, и я так и остался в Церкви навсегда. Иеромонах Всеволод говорит: "Монашество - это личное желание, это зов души, а Господь зов души всегда принимает, но взять на себя такой подвиг - это личный выбор человека".