На главную ‹ Проза ‹ Беседы с духовенством и размышления ‹ Православие за границей
Православие за границей
Четыре года назад мы брали интервью о паломничестве к православным святыням в Западной Европе у настоятеля воинского храма св. Александра Невского в Пскове протоиерея Олега Тэора. Кто видел и знает отца Олега Тэора, вполне может представить себе этого священника в скоростном метро в Париже. Правда, батюшке метро не понравилось из-за большого количества ступенек и долгих переходов, но вот интересно: как реагировали французы, увидев русского священника в рясе и черном пальто с коричневым мутоновым воротником, в фиолетовой "боярке" с меховой опушкой? Батюшка выглядел точно так же, как русские протоиереи и сто лет назад. Разговор с отцом Олегом получился интересный, потому что о том, какое оно, Православие за границей, мы мало представляем.
р.Б. Наталья
- Как оказались, батюшка, в паломничестве?
- Милостью Божией по приглашению верующих в Западной Европе, прихожан Франции, общины храма св. Николая в Сен-Луи, священника Владимира Шибаева, его матушки и многих других знакомых и по благословению нашего Владыки я посетил Францию, Германию, был в Швейцарии. Паломничество совершалось, в основном, по Святыням, почитаемым у нас в Православии, православным храмам, кладбищам и другим достопримечательным местам. Все встречали очень радушно, люди жаждут видеть священника, услышать весть о том, как живут люди на родине. Когда жили в России, не дорожили этим, а когда за границей жизнь началась, то особенно стали ценны все известия о России, появляется и тоска по Родине, по русским Святыням. И мой приезд был радостным и для них, и для меня. Это уже не первое мое паломничество, приглашают часто православные люди.
- Ваш маршрут с чего начался?
- Со Страсбурга, я остановился в православной семье из России, где маленький ребенок, все верующие, видимо, на заработки поехали, но с работой там трудно. Утром отправились в храм святителя Николая Чудотворца, в Сен-Луи, городок на границе трех государств Швейцарии, Франции и Германии, здесь проходит граница со Швейцарией.
Само храмовое помещение было раньше магазином, его продавали, и русская община смогла купить только помещение нижнего этажа, в котором трудолюбивыми сербами был оборудован храм. Жертвовали средства для этого храма русские православные, постепенно были написаны иконы, многие в Москве писались. Когда мы там были, храм был полон, много детей причащаются, а площадь церкви небольшая, где-то метров около тридцати. Есть воскресная школа для детей и взрослых, выпускают Храмовый листок, свои псаломщики, хорошо поют молитвенно и приятно. Есть в храме большие соборные иконы: св. Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского с дарственной надписью о том, кто пожертвовал. Одна раба Божия умерла, а завещала эти иконы храму, она была беженкой из Харбина, и иконы из Харбинского храма Николая Чудотворца.
Настоятель из России, русский священник отец Владимир Шибаев и матушка Татиана, приход русский. Церковь святителя Николая Чудотворца в Сен-Луи находится на месте немецкого концлагеря для женщин и детей. Мне дали возглавить литургию, потом служили молебен, нас было три священника: отец Владимир, отец Константин - молодой священник, и я. Вместе с отцом Владимиром поехали в Бюсси, в женский Покровский Православный монастырь.
- А где это местечко?
- Бюсси располагается между Базелем и Парижем, небольшое селение, есть католический храм. После второй мировой войны несколько монахинь пожелали вместе молиться и создали общину. Место выбрали, похожее на русский пейзаж, на нашу природу, купили небольшое имение и стали строить монастырь.
Из конюшни оборудовали храм, очень просторный, там чисто и красиво, сохраняются частицы Святых мощей, памятные иконы Покрова Божией Матери. В монастыре насельницы - монахини из разных стран, есть из Японии, из Африки, читают по-французски, богослужение идет на французском и на славянском, каждая монахиня должна знать русский язык. В монастыре живет трижды правнучка императора Николая I и правнучка того наполеоновского генерала, единственного вернувшегося из России: он не тронул Саввино-Сторожевский монастырь под Москвой, и живым вернулся на родину.
В монастыре после войны занимались благотворительностью, сейчас переводят богослужебную литературу на французский язык, есть перевод службы по-французски Равноапостольной Ольге и акафист. Матушка настоятельница Ольга, ей 90 лет, она математик, издавала сборник духовных произведений Вечное. Насельницы переживают, как будет дальше, какой настрой в монастыре, что очень важно, сейчас у них молитвенный, а это зависит во многом от игуменьи. В монастыре в пост не разговаривают между собой, читают Священное Писание, молятся. Они просят, чтобы я приезжал еще.
Сестер немного, жизнь монастырская идет, и недавно построили Собор в честь Преображения Господня. Тяжело шла стройка, запрещали строить храм в стиле русской архитектуры, что нарушало традиционный пейзаж. Когда несколько лет назад я приезжал к ним, у них только обсуждался проект, попросили и моего благословения тоже. Очень тяжело матушке было строить, искушений много, даже судиться пришлось, но суд о земельной собственности был выигран. Матушка Ольга рассказывала, как много молилась всем своим Небесным покровителям, и чуть ли не через два дня появились строители - сербы, жертвователи и храм, как говорит, матушка, буквально вырос из лесов, колокола подарили, иконы с Афона привезли. И сейчас храм расписывает один из лучших иконописцев России - Ярослав. Храм выстроен, но еще украшается внутри. Мощи привезли, новопрославленного в 2004 году, святого Алексия Южинского (1867 -1934), которого, в свое время, благословил на священство сам праведный Иоанн Кронштадтский.
- Мы о таком не слышали, отец Олег.
- Это архиепископия русских приходов Западной Европы. Русский батюшка Алексий Медведков был похоронен на кладбище городка Южин, где служил. Когда-то он чудом был спасен от расстрела, но сильно покалечен большевиками, и бежал со своей семьей из России в Эстонию, а потом уехал во Францию, и в рабочем бараке в городе Южине организовал православный храм, освященный в честь святителя Николая. Когда власти решили ликвидировать кладбище, то предложили перезахоронить, кто хочет, своих родных. Копатели когда приступили к гробу, то по какой-то неизъяснимой силе оставили лопаты и выкапывали руками: гроб сгнил, а облачение, Евангелие и тело были целыми в мокрой земле. Французы очень удивились тому, что все тела сгнили, а тело отца Алексия осталось нетленным, и описали это событие в газетах. Тогда стали искать свидетелей этого чуда, собирали отзывы о его священнической деятельности, захоронили на кладбище Сент-Женевьев де Буа, но по дороге занесли в Покровский монастырь, чтобы сестры обители могли поклониться нетленным мощам батюшки. Позже по благословению Высокопреосвященного Гавриила, возглавляющего Архиепископию, нетленные мощи праведного Алексия Южинского выкопали и перенесли из Сент Женевьев де Буа в монастырь Бюсси на Покров в 2004 году.
Мы прикладывались к мощам, служили литургию в монастыре. Бюсси является центром православным во Франции, и, если сравнить, на что монастырь в Бюсси похож, то примерно, как наш Владимирец. И пейзаж Бюсси действительно напоминает Россию немножко.
- И Ваш дальнейший маршрут?
- После Бюсси поехали в Париж, шел снег. Поставили машину, ездили на метро, город огромный, и нам удобнее было ездить на метро, чтобы экономить время. Мы с матушкой Татианой, чудесным образом все, что намечали, успели посмотреть. Пришли к храму Собор Парижской Богоматери, он строился, когда Париж был православным городом, храм громадный. Нам разрешили безплатно пройти в сокровищницу, где находится Терновый Венец Спасителя в золотом ковчеге и Гвоздь. Терновый Венец в одну из пятниц, раз в месяц, выносят, и в этой службе могут участвовать все священники, в том числе, и православные.
В коммунистической символике имеется серп и молот, а вот в орудиях страстей Христа есть Терновый Венец, Копие, Гвозди, даже Узы и Вервие Христа сохранены, а Молотка, как христианской святыни, нет нигде. Но это орудие страстей присутствует в гербе коммунистов СССР. Видели башню Иакова, когда - то возле нее собирались все паломники с Европы, чтобы идти в паломничество в Иерусалим, назывались паломники-пилигримы. Там и мощи святой Равноапостольной Елены, которые похитил французский монах в Риме, и тайно перенес в свой монастырь, во Францию. Мощи были во гробе над престолом, а теперь ради русских, гроб с мощами перенесли вниз в крипту, можно подойти и поклониться.
- Как относятся к православным во Франции, отец Олег?
- К православным относятся с уважением. Заметен интерес к Православию, в нем черпают духовность, и французы сейчас жаждут читать православную духовную литературу, я привез Листок нашего храма на французском. Служба св. Равноапостольной Елене бывает по пятницам, ходит священник Московской Патриархии. От башни Иакова прошли в метро, чтобы подъехать к храму св. Александра Невского, пришли к Триумфальной арке и пошли пешком к храму Александра Невского, который является главным русским Собором Западной Европы.
Верхняя часть храма реставрируется, в нижнем храме служат по-французски, в верхнем - по-славянски, много православных французов. В Париже и окрестностях где-то около 30 православных храмов Московской Патриархии, Константинопольской юрисдикции. Мы помолились, попели и отправились снова в Бюсси. И матушка Татиана дала мне частицы мощей Алексия Праведного. Далее отправились в Базель. Протестантские храмы закрываются в Швейцарии, один их храмов Московской Патриархии расположен в бывшем протестантском храме, протестанты туда не ходят, а православные люди есть. Один протестантский священник звал в свой храм православных помолиться, чтобы и свои верующие заинтересовали и пришли в свою церковь.
А после Парижа заезжали в одну семью, на деревенскую усадьбу. У них в семье есть гречанка и по благословению духовного отца из Греции построена церковь в огороде в честь покровителей Небесных Святых хозяев поместья Анастасии Узорешительницы и Григория Неокесарийского.
Это очень гостеприимные люди, хозяйка радостная, в доме рады всем, кто к ним приезжает помолиться, и помогают бедствующим. Эта православная семья живет здесь с семнадцатого века из поколения в поколение, а храм построен недавно. Туда приходят из окрестностей православные люди, и храм полон народу со всей округи, когда батюшку приглашают. Иконы в храме написаны известным парижским иконописцем Успенским, В своде окна фреска св. Мария Египетская, а с другой стороны Преподобный Зосима, в середине окно - "река Иордан" между ними. Много овец, птицы, мощные старые яблони, есть хозяйство большое, но все в порядке. Туда приходит полиция и проверяет, чтобы куры и утки были под замком, боятся птичьего гриппа - и так по всей Франции.
- А откуда у Вас, батюшка, средства на поездку, Вы часто бываете в Европе, кто-то помогает?
- В Базеле живет раба Божия гречанка Сумела, она дает мне деньги на паломничество, и очень хотела, чтобы я попал на Афон, туда я паломничал на ее пожертвования. В прошлом врач, по-русски Сумела не говорит и не понимает, в Греции ее благословили построить храм в Базеле, там не было православного храма. Храм построен чистейший, беленый, как келья отца Иоанна Крестьянкина, в честь Софии Премудрости Божией, приход Константинопольской Патриархии. Когда мы уезжали, Сумела плакала.
- Мы Вам как-то звонили, и Вы сказали, что стоите на могиле Дантеса?
- Да, мы были на кладбище, где похоронены из рода Дантесов, сам Дантес, его жена Екатерина, их дети. Девятнадцать могил - все в отдельной ограде, кресты каменные белые, мы расчищали снег, чтобы надписи увидеть и сфотографировать, и оттуда поехали в Страсбург в Эшау.
- Там, где Святые мощи Веры, Надежды, Любови и матери их Софии?
- Да, под Страсбургом в местечке Эшау в древнем храме хранится гроб, где были мощи святых Веры, Надежды, Любови и мать их София. Храм, если сделать купол, будет похож на русский, но у них нет традиции куполов и отдельно стоит башня, на которой часы-куранты. В левом приделе мощи: Епископ из Рима принес пешком эти Святые мощи, они были помещены в гроб, но во время Французской революции мощи уничтожили, а потом туда прислали частицу святых мощей св. Софии. Храм католический, есть священник. Когда мы вошли, выходили бабушки из храма, какой-то был день бабушек, как нам сказали. Красивые картины, на которых написаны страдания Господа, мы там помолились, послужили молебен Святым.
Потом поднялись высоко в горы, где стоит храм св. Равноапостольной Марии Магдалины, куда мощи Святой привезли крестоносцы. Громадный храм, рядом русский православный храм. В крипте внизу в храме Марии Магдалины покоятся ее мощи, мы служили молебен
- Вы заезжали, как мы знаем, в Дармштадт?
- Дармштадт в 30 километрах от Франкфурта, и это был последний город, где мы побывали. Пока ехали, много снега выпало, скользко, аварии, техники разной съезжается обычно. Искали, где храм, шофер нашел в Интернете адрес, и мы поехали, но уже на такси, таксисты там не французы, а арабы. Арабов во Франции много. Подъезжали к храму, а рядом дети катались на санках под храмом, издали были видны золотые кресты на куполах. Как сказка храм, такой красивый, мимо него никто не может пройти равнодушно. Кто стоял рядом, все снимали. Храм был открыт, люди приходили - уходили, в основном, русские.
- Храм действующий?
- Церковь действующая. Она построена на личные средства русского Императора Николая II и Императрицы Александры (Принцессы Аликс Гессен-Дармштадтской). Глубоко религиозная правящая чета хотела, чтобы во время пребывания в Дармштадте у них была возможность присутствовать на русском православном богослужении.
И эта церковь некоторое время была частной собственностью их семьи. Храм построен на русской земле, собранной из всех губерний России под фундамент церкви, и на этой земле стоит храм. Первый камень храма св. Марии Магдалины был заложен 16 октября 1897 года, а освящена церковь была в 1899 году. С батюшкой мы познакомились, батюшка молодой из России, отец Иоанн, у него два храма, а работает еще на химическом заводе в три смены. Русский храм не всегда может содержать священника, и поэтому некоторые священники работают и на производстве.
- Какие главные впечатления от этого паломничества остались, отец Олег?
- Православные приходы дружные, вместе молятся, причащают много детей. Люди к Православию тянутся.