Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Проза ‹  Беседы с духовенством и размышления ‹ "Голгофа для нашего народа еще не кончилась"

"Голгофа для нашего народа еще не кончилась"

В феврале 2005 года мы встречались с игуменией Спасо-Елеазаровского монастыря Елисаветой (+2010 г.). Тогда интенсивно начиналось восстановление разрушенной и поруганной обители, в центре которой от прошлой советской жизни остался магазин. Его владельцы не соглашались вынести торговую точку за пределы монастыря.

Ныне монастырь с Божьей помощью практически восстановлен на средства государства и трудами, прежде всего, игумении Елисаветы. В Псковской епархии было возрождено трудами монашествующих и строителей святое, поруганное человеками, место. До сих пор в обители торгует этот магазин, а игумении уж нет: строительница монастыря скончалась 4 июня в возрасте 54 года. Когда я видела Спасо-Елеазаровский монастырь в своем детстве, а потом и в недавние времена - он оставлял жуткое впечатление чего-то ненормального, противоестественного: разбитый собор, а потом и рухнувший купол храма Трех Святителей, как будто разбомбленный бывший келейный корпус - это была наша работа, наших людей. Это не враг пришёл и разрушил, это сделали мы, русские люди. Впрочем, какие мы русские, мы - советские.

Когда монастырь чудесно стал подниматься на глазах у елеазаровских жителей, поползли слухи. Глухое недовольство окрестного населения новыми стенами обители и увеличением монастырских земель с явным удовольствием транслировали некоторые псковские газеты. Матушка Елисавета пусть не прямо, косвенно, но была обвинена в СМИ во многих грехах. Теперь после ее кончины кто-то, кому не нравилось восстановление обители, с радостью прихлопывают ее гробу, а кто-то, кто догадывается, что жизнь монастырская и мирская - понятия противоположные, задумается, памятуя гибель архимандрита Дамаскина, другого строителя, восстановившего разрушенную Крыпецкую обитель. Его гибель закончила публичную антиепархиальную компанию в СМИ, связанную с восстановлением Крыпецкого монастыря.

Своих судит Бог, а чужие Богу судят самих себя, как и произошло в случае кончины монахов - строителей. Господь не дал позорить Своих. Помолчим и помолимся и об этой труженице: упокой, Господи, ее душу в селениях праведных.

Тогда наш разговор с матушкой Елисаветой был одним из первых на моем информационном служении в Псковской епархии. Многое было пять лет назад впервые в общении с духовенством, которое в прошлые времена никаких интервью не давали, как правило, да никто и не спрашивал наших батюшек. Поэтому нам было интересно поговорить с монахиней об обители, из которой вышел исторический тезис-пророчество: "Два Рима пали, Третий - стоит, четвертому - не бывать". Игумения относилась к нему как к национальной идее - об этом мы и говорили.

Потом мне приходилось встречаться несколько раз с матушкой Елисаветой, она была крайне занята строительством, но шла с готовностью на разговор, и всегда давала точные формулировки, отвечая на наши вопросы. Помню, однажды она назначила мне встречу в Доме причта, что в псковском Кремле. Я ждала ее, постоянно созваниваясь, она отвечала, что вот-вот будет, но по пути останавливали неотложные и важные строительные дела. Мое ожидание продлилось восемь часов. Это был урок терпения, которое у меня и не ночевало, преподанный мне монахиней. За него ей благодарна.

Потом мы говорили о убиенном царевиче Димитрии, на день памяти которого матушке было благословлено нашим Правящим архиереем рассказать о событии. Впервые в ее рассказе я услышала о духовной основе события, преемстве царской власти и задачах помазанника Божия - удержать свой народ от зла. Мы мало задумываемся и вовсе не понимаем, почему у нас был Царь, зачем русским людям нужен Царь, для чего его помазывают на Царствие? Мы не умеем задавать себе такие серьезные промыслительные вопросы, а жуем пережеванное чужим умом и гордыней. Ведь в той истории, которую мы изучаем по учебникам и научным трудам историков, Бога нет, как Промыслителя и Творца.

В моей памяти матушка Елисавета осталась монахиней, обладающей даром глубокой богословской мысли и точностью ее формулировок, при этом свято относившейся к своему Отечеству. Монахиня Елисавета верила в великую миссию России как удержателя мира от зла. Особенный исторический путь России она понимала, и не сомневалась в великой духовной миссии нашей страны.

Вопрос оставался: выполнила ли Россия эту миссию? Думаю - нет, но настоящий ответ на вопрос мы узнаем не в этом мире. После кончины игумении Елисаветы у меня есть некоторые вопросы, которые я бы обратила к псковичам, живущим рядом с обителью и с ненавистью наблюдавших ее восстановление. Было похоже, что к олигархам, отнявших у нас наши национальные богатства и пустивших по миру народ, гораздо меньше претензий, чем к церковным людям, восстанавливающим из запустения храмы и монастыри. Правда, православные видят, кто главный делатель злобы и ненависти в этом мире, каким победителем он чувствует себя сейчас с очередной смертью восстановителя святыни.

Мне очень понравились слова нашего Владыки Евсевия, сказанные им на отпевании игумении Елисаветы, Владыка сказал всё. Вот строчки, которые любящим нашу Церковь скажут многое:
"Матушка-игумения была настоятельницей этой Святой обители в течение десяти лет. А на игуменство позвал я ее, потому что знал ее по Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Она была благословлена на этот подвиг старцами: отцом Кириллом, отцом Наумом и нашим почившим старцем отцом Николаем.
Матушка-игумения была наделена особыми дарами от Бога - прежде всего искренней чистотою веры Православной и любви к Богу, и особенно у нее был твердый характер, она никогда не отступала от начатого дела. Она с особым усердием стремилась делать то, что было ей поручено от Бога. Казалось, что она все время не успевает и все спешит: и то надо, и то сделать. Конечно, десять лет тому назад она пришла на руины этой святой обители, не имея при себе ни копейки. И взялась за возрождение этой святой обители, и Господь помогал ей. На сего дня, кто знает, что было здесь и что стало - это дар Божий с неба, через сердце и душу, через труды нашей всечестной матушки - игумении Елисаветы. Может кто-то скажет, что вот она мало находилась в обители, да, может быть и так. Ее странствования по всему миру - заставляло ее то, что необходимо было идти, искать, просить, стучаться, чтобы возродить святую обитель. И ей удавалось это, она не знала покоя ни днем, ни ночью. Где она находилась больше, то ли в обители, то ли в поездах, в машине, самолете, странствуя для того, чтобы украсить и возродить святую обитель..."


У Татианы Беляевой, будущей монахини Елисаветы, стремление к монашеской жизни было с раннего детства: бабушка часто водила в храм, помогало всегда в жизни и знание Священного Писания. Уже после института пришла в храм, понимая, что без храма жить не может. И Пюхтицкий монастырь, в котором побывала, показался раем. По милости Божией были живы монахини, которые подвизались в Серафимо-Дивеевской обители еще до революции, и Господь сподобил общению с ними в Троице-Сергиевой Лавре. С матушкой-схимницей Никодимой будущая матушка Елисавета рядом протрудилась десять лет, пройдя школу монашеского жития. Наш первый с ней разговор предлагаю вашему вниманию. Упокой, Господь, душу рабы Твоей Елисаветы во святых обителях.
р.Б.Наталья

- С какого года Вы, матушка, в Спасо-Елеазаровском монастыре, каким его увидели?

- С 2000 года. Надо знать, что для верующего человека, куда бы он ни пришел, первое, что чувствуешь – это святое место, как бы оно не было разрушено. Бог на этом месте чувствовался. Конечно, мне было страшно, а почти разрушенный храм вызывал душевную боль – мерзость запустения на святом месте, душа плачет.

- Чудо произошло: за четыре года монастырь подняли из руин.

- Но это чудо Божие. Оно не рукотворное, человеку это не под силу. Не от нас это зависит, Господь своею силою созидает все. Всем видно, что здесь Божия рука действует, и человеческие страхи отступают. Сейчас в обители приняли пострижение восемь монахинь, у нас четыре инокини, шесть послушниц, остальные – кандидаты. Грядет Великий пост - и у нас будет постриг.

- Почему обитель называется Елеазаровской?

- Основатель обители преподобный Евфросин родился в местечке Виделебье. Это такое святое местечко в Псковском крае, которое дало двух святых преподобных Евфросина и Никандра. В детстве имя Евфросина было Елеазар, и есть сведения, что преподобный Евфросин перед кончиной принял схиму тоже с именем Елеазар. И поэтому в память преподобного обитель зовется именем основателя - Елеазаровской. Первое же название обители Сретенский монастырь, в память о том, что преподобный Евфросин принес сюда на Псковщину, по сути дела в Россию, знамение Вселенского православия - Цареградскую икону Божией Матери. И встреча этой иконы, этой святыни, которая была хранительницей Первого и Второго Рима, произошла у святого монастырского колодца, который называется Пречистенским в знак такого важного знаменующего события. Но когда святой Евфросин стал молить о названии храма обители, то вот на том месте, где сейчас стоит собор, было ему видение Трех Святителей – тоже знамение вселенскости Православия: собор был построен под руководством Евфросина и назван собором Трех Святителей, а монастырь стал называться Сретенским Трехсвятительским. Был освящен в храме позже престол в память Преображения Господня, куда были перенесены святыни одного из закрытых монастырей Псковщины. Отсюда еще одно название Спасо – Елеазаровский монастырь, но полное название монастыря: Сретенский Трехсвятительский Спасо – Елеазаровский монастырь.

- Можно ли провести параллель между явлением Трех Святителей здесь с тем, что именно из этой обители исходит известная богословская формула: Два Рима пали, Третий стоит, четвертому – не быть? Под «Третьим Римом» подразумевалась елеазаровским старцем Филофеем Православная Русь?

- Конечно, хотя изначально Евфросину было благословение на пустынножительство в этом месте, и получает здесь видение о строительстве храме Трем вселенским Святителям, что говорит о вселенскости Православной Церкви, потому что ему явились три Святителя Христианской Церкви Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – столпы Православия. Так складывается, что Россия призвана у Бога стать хранительницей веры православной до скончания века, и Промысл Божий, замысел Божий был в распространении веры святой православной по всему «лице земли» от России. И если Византия просветила славянские народы, дала им истину Православия, то назначение России перед лицом Божием, было просветить светом веры восточные страны, вернуть в лоно Православия западные страны, отпавшие от Православия. Это знание и было дано в появлении Цареградской иконы в обители и явлении Трех Святителей на этом месте. Потом ученик Евфросина, преподобный старец Филофей, именно в этой обители постиг Божественную волю о назначении России и пророчествовал всему миру, что Россия – Третий Рим, четвертому не бывать. Если это все связать воедино, то непостижимо для ума, какая тут сила.

- Ну, не все и понимают.

- Да.

- Как Вы думаете, Третий Рим еще стоит?

- Если его не будет – не будет вообще ничего. Говорят нынешние ученые, что мы живем в эпоху падения Третьего Рима, но путей Божиих никто не знает. Бог ведь всесилен разрушить Третий Рим и на его останках создать новый. Но то, что Третий Рим - Россия, понятно всем. Россия в своей истории претерпевала очень многое. И те времена, которые мы переживаем, ничуть не тяжелее, чем раньше: монголо-татарское иго, Смутное время, нашествие Наполеона, Великая Отечественная война. И сейчас у нас война не прекращается. Ну, а когда конец будет – мы не знаем. Но если взять ХХ столетие, то в конце ХIХ - начале ХХ века было сильно развито миссионерство. Наши миссионеры были в Америке, в Китае, в Монголии, Манчжурии, Японии – на Востоке, но враг рода человеческого помешал этому. Русское Православие могло проникнуть без огня и меча силой проповеди на Восток, и Западу ничего не оставалось бы кроме, как присоединиться. Но, увы, Россия пошла своим путем, взошла на свою Голгофу и столетие практически пребывает на ней. Голгофа для нашего народа еще не кончилась. Мы знаем, что если Россия проходит на земле путь Христа, то после Голгофы было Воскресение, и мы все жаждем этого Воскресения. И начатки этого Воскресения мы наблюдаем в деле возрождения наших святых обителей, храмов.

- «Много званых, но мало избранных». И нас так мало, православных?

- Господь сказал: «Жатвы много, а делателей мало». Мы не до конца осознаем всю ответственность, которая на нас легла.

- Не остались от старца Филофея следы в монастыре, его святые мощи?

- Останки преподобного Филофея лежат где-то в недрах этой земли. Вся территория монастыря, по сути, некрополь. Здесь громадное количество захоронений, обитель существовала пятьсот лет. Мы находили разные захоронения, когда пришли, мощи буквально выходили из недр земли, находили много останков. Это еще ждет исследователей. Филофей - местночтимый святой, почитаемый в псковских и новгородских пределах, особенно, в нашей обители. Старообрядцы глубоко почитают преподобных Евфросина и Филофея. Но если смотреть исторически, то государствообразующая идея Филофея – о великой ответственности России, ее правителей и народа, на которых возлагается миссия вселенского Православия. Но человеческий разум извращает пророчества, пророки часто бывают не поняты, и я думаю, что царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон, взяв курс на вселенское Православие, руководствуясь Филофеем, его неправильно поняли. Чтобы придать ему значимость, начали с правки богослужебных книг, чтобы подвести наш Устав под византийское богослужение, что стало причиной раскола.

- Хотели как лучше.

- А получилось, как получилось. Реформирование кончилось старообрядческим расколом в Церкви. Тяжелый и страшный резонанс с кровопролитием. Идея вселенского Православия была извращена и потерпела крушение, потом от нее отказались. Были так напуганы, что забыли и Евфросина, и Филофея, забыли свою миссию. Было дано другое направление развитию нашего Отечества. Мы взяли курс на имперские амбиции: Петр I, революция. Не туда пошли.

- Государство пошло своей дорогой, Церковь – своей.

- Господь-то и выбрал Россию за ее простоту, искренность и открытость русского человека, выбрал Россию хранителем Православия и окончательным хранителем Православия. Никакая другая страна Православие хранить не может. Но дело не в русском человеке именно. Уникальность Православия в том, что Господь должен прославлять человека, а не человек прославлять себя, свой народ. Все, кто крещен во Христе, и не только русские, все, кто крестился во Христе, кто причащается Его Святых Тайн, все братья и сестры – православные. Это и есть новый Израиль. Но если мы говорим, что только русские войдут в Царство Божие и только мы – это ересь.

- Что такое стать наследниками Царства Небесного?

- Стать наследниками Рима, стать членами Христовой Церкви - не мы признаем сами себя, а Господь - нас. Христиане ждут, когда их Отец Небесный прославит, пребывая в глубоком смирении перед Богом и перед людьми. Кстати, когда псковичи построили свой первый храм Святой Троицы, не они стали называть Псков – Домом Божием на земле, Домом Святой Троицы. И почитали себя только гостями в Доме Божием, а когда пришло время идти под Московское владычество - пошли с плачем. Шли присягать Василию Ивановичу, царю Московскому, давали крестное целование и плакали, но смирялись. И последней русской землей, присоединенной к Москве, была Псковская.

- А почему, как Вы думаете, матушка, с точки зрения Церкви?

- Потому что уровень благочестия в Пскове был выше, чем в Московском княжестве. Они отстаивали не свою политическую свободу, а благочестие. Они боялись разложиться, раствориться, они писали: «Боимся лукавства москалей». Псковичи и считали себя этим Римом, и пусть будет малая толика чистого Православия у Бога. Но старец Филофей смотрел дальше и больше видел, что столица православной миссии выпадает не Пскову, а Москве, и понимал, что это неизбежно. В нашем монастыре была оппозиция верховной псковской знати под водительством Филофея, который был игуменом монастыря, выступившем за воссоединение с Москвой, писал послания Василию Темному. Псковичи почитали старца и пришли к нему за советом, услышав из уст старца Филофея, что надо подчиниться Москве, смириться.

- Вы полагаете, что власти надо советоваться с Церковью?

- Есть каноническое церковное право - Симфония властей, принятая на Соборах и Поместных, и Вселенских. Двуглавый орел, который мы получили от Византии, как герб нашего государства, как две главы власти - светская власть и власть духовная. Назначение светской власти обеспечить все возможное, что содействовало бы ко спасению, а духовная власть ведет в Царство Небесное. Но делание это общее: чтобы попасть в Царство Небесное, надо пройти поприще земной жизни, и оно должно содействовать восхождению человека. И эта теория Симфонии властей в России имела наивысшее свое воплощение: в лице российского монарха и Патриарха.

А сейчас, что мы имеем? О какой Симфонии можно говорить, когда современная власть бывает не только невежественной и безграмотной, но в лице некоторых правителей откровенно богоборческой. Какие отношения могут быть у света с тьмой? Вот мы и имеем то, что имеем. Церковь пытается выразить волю Божию и народную, но власть не всегда ее слышит и желает слышать. Слава Богу, власть ныне трепетно относится к Церкви, но и многого не понимает: через средства массовой информации сейчас идет нравственное разложение народа. Власть на это взирает, надо сказать, равнодушно – это страшное дело. Потому что первая задача власти: прекратить эти бесчинства. Да и никто не отменял постановления Вселенских соборов: кто смотрел развратные картинки – отлучается от Церкви. По этому каноническому правилу весь народ можно отлучить.

А кто допустил то, что делается на экранах телевизоров? Власть. Стало быть, власть в православном государстве, хочет она того, или не хочет, понимает она это, или не понимает – она ответит перед Богом, если она содействовала нравственному разложению народа. Сейчас все размыто: грех – правило, «все так живут». Но все жили и в Содоме и Гоморе, а что мы имеем на этом месте – Мертвое море, как памятник человеческому беззаконию. Сейчас нам Господь новыми потопами грозит и новыми стихийными бедствиями, если мы попираем заповеди, Господь нам воздаст за это. Власть должна заботиться о нравственном состоянии народа, потому что ответит за это перед Богом.

- Матушка, недавно обитель посетили честные мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, что это за событие для нас?

- Здесь, в Пскове произошло отречение императора от престола, по сути дела, отречение было выдавлено из него. И на этом месте произошло крушение Третьего Рима - на станции Псков. Посещение святых мощей Великой княгини есть благословение Божие не только нашей обители, но всей Псковщине, где, возможно, будут какие-то изменения. В плане бытия человеческого - это важнейшее событие, хотя и не заметное для большинства, но люди будут ощущать это на себе. Такие события укрепляют духовно, дают нам благодать от святыни, кто-то чувствует духовный восторг в своей душе. Подобные события обычно содействуют возрождению внутреннему, а оно содействуют преображению жизненному.

- Вот Вы, матушка Елисавета, настоятельница женского монастыря, Вы можете как–то оценить, что происходит с российскими женщинами сейчас?

- Катастрофа. Дело в том, что русская женщина для всего мира была символом чистоты и святости. Действительно, Россию даже мир узнавал по красоте и святости русской женщины. Она всегда была скромной, ей отводилась в жизни очень и очень незаметная роль, но делала она очень много. В этой своей сокровенности, скрытости была ее сила и величие. Предназначение женщины быть хранительницей очага: она, прежде всего, мать, а мать есть святыня семьи и государства. И эту святыню даже Господь вознес над всем миром Мать с Младенцем на руках - это и есть святыня человечества.

А сейчас процесс эмансипации охватил и Россию, хотя еще и войну на своих плечах наша женщина вынесла, и разруху с Божьей помощью, а что самое главное было ей свойственно – чистота. Она была верна мужу, детям, ей не было свойственно предательство, она даже была верна до самой смерти и во вдовстве. Девство и целомудрие были приоритетами русской женщины. Нынешнее время – страшное, мы потеряли самую дорогую святыню и драгоценность нашего Отечества. И, как говорили наши старцы: у Евы осталось в душе воспоминание о Рае и она возвышает мужа своим благородством, целомудрием до этого внутреннего рая. Для этого не надо поприща подмостков - на чистоте женщины стоит жизнь.

А сейчас произошла чудовищная катастрофа. Как писал русский философ Иван Ильин: Нация, страна, народ, в котором попрано целомудрие женщины, даже в благополучном состоянии падет. Но даже в состоянии разрухи там, где хранится целомудрие жены, ее чистота и святость, народ возродится и страна возродится. Так было после Великой Отечественной войны. Пропаганда безнравственности в СМИ разлагает прежде всего женщину. Я была защитницей женщины всегда, но самое страшное в нашей ситуации - развращенность жен. И сейчас важным должно быть воспитание в семье, в обществе целомудренной девушки, жены, матери.

- Раньше Елеазаровский монастырь был мужским, теперь – женский. Какими судьбами? Вообще сейчас женских монастырей много.

- Вы знаете, без Промысла Божьего ничего не происходит. Но канонически это не возбраняется, к тому, чтобы на месте мужского монастыря был женский и наоборот – канонических препятствий нет. Но что касается нашего святого места, то вот в 12 веке здесь первыми появились монахини очень древнего псковского Иоанно-Предтеченского монастыря. Иноческую жизнь здесь начали женщины, о чем есть свидетельства, но они не вынесли трудностей пустынножительства.

А то, что здесь тогда появились первые инокини, говорит о знамение Божественной благодати этого места, где сейчас находится Елеазаровская обитель. Сюда и Евфросин пришел потом, у Господа это место было значимо. И к нашему старцу Гавриилу Зырянову, который подвизался в монастыре накануне закрытия, было большое паломничество. Он окормлял как раз женское монашество и окормлял Иоанно – Предтеченский монастырь в Пскове, его сестер. Он был духовным отцом Великой княгини Елизаветы, которая бывала в Елеазаровской обители, и была человеком очень высокой духовной жизни, тоже освятив своим пребыванием это место. То, что здесь сейчас женская обитель – это промыслительно. И в наши апокалиптические времена видно, что завершается круг жизни: началось ведь жительство в этой обители с инокинь. Вообще монашество совершенно особый слой, особый чин Церкви – ангельский. Монашество – есть образ ангельского жития на земле. Это люди в образе ангелов, даже будучи в своем земном состоянии, принадлежат другому чину, другой жизни. Пола здесь нет.

- Но и у нас, в миру, уже пола нет. Есть человек, а мужское и женское уходит из мира. Люди меняются.

- Бог разделил природу на мужское и женское естество. Ведь если взять образ Христа Спасителя, а мы живем в подражание Ему, то его нравственная природа – лучшее в мужской природе – мужество есть у него, а что свойственно женской – женственность кротость, смирение - то же было во Христе. Сам Господь, явившись на землю в человеческом образе, являет красоту как мужской, так и женской природы. Человечество должно стремиться, прежде всего, к духовному совершенству. И тогда это разделение преодолевается, когда человек становится целостным внутри себя самого.

- Или в семье преодолевается. Когда муж и жена – одно…

- Чтобы преодолеть последствия греха нашей человеческой природы, нужен очень большой подвиг каждому человеку. Это, обычно, путь семейной жизни, где оттачиваются добродетели, идет воссоздание целостности. А если взять брак, то смысл христианского брака ничуть не ниже, чем смысл монашества, и даже более трудно осуществим. Поэтому прийти к совершенству вдвоем и прийти к совершенству чад, которых Господь даровал в браке – это и есть малый монастырь.

Если монах подвизается своими собственными страстями и пребывает с ними в борьбе, и ему никто не мешает, то в семье кровное родство мешает становлению, тесное близкое общение загораживает какие-то глубинные духовные процессы. Другого пути, кроме семьи, нет. Там идет воссоединение этой природы, которая была разделена по причине грехопадения, а то, что мы наблюдаем сейчас – это есть извращения. Если сегодня человек копается в грязи, то это говорит о том, как он низко пал, и гражданские браки находятся за пределами христианства. Но из грязи можно добыть эти души, это золото, но каким трудом! Тут у меня один раб Божий подвизался, и как-то мы едем по городу, и видно Господь ему что–то открыл, он мне и говорит: «Матушка, Вы знаете, сколько народу вокруг? Смотрите, сколько народу, но ведь это же все мусор. Ведь самые главные люди на земле те, кто молится в церкви, а ради них все остальные тут ходят». Простой человек сказал, не книжный, откуда это взялось? Господь дал величайшую честь человеку, сделал его венцом творения, для него сотворил весь этот мир, сделал его царем природы, а этот царь природы, как свинья роется в отбросах, не испытывая ни чувства стыда, ни унижения, а кичится и гордится. А чем?

- Есть сроки послушничества, кто определяет, когда можно сподобиться ангельского чина, когда совершается постриг?

- Монашество приходит свыше, не от нашего желания и стремления, а дается человеку свыше. Один может долго не сподобиться, другой проживет коротко в монастыре и сподобится. Совершается постриг по вразумлению Божию наставникам обители архиерею, духовнику, настоятельнице. Господь знает меру каждого. Монашество очень тяжелый крестный путь. Не все могут понести. Желать пострига дело благое, а искать его – опасное. Монашество - сокровенный путь во Христе, и он непонятен мирским людям.

- Кто сейчас приходит в монастырь, кто нуждается в общежительном житие?

- Пути, которыми Господь приводит в Божий дом, а так называется святая обитель, непостижимы для человеческого ума. Без воли Божией в обитель никто не может прийти. Это есть особое Божественное Промышление. Что касается насельников обители, если общество больно, то она дает миру, что дает. Критерии монашеской жизни для древних времен очень высокие, современный человек не в состоянии даже вместить тех подвигов и трудов.

Монашество современное в духовном отношении достаточно слабое, но в то же время изводимые из этого Содома и Гоморры, они выходят с теми же болячками, которыми болеет общество. Но если Господь их отбирает, значит, там есть, за что зацепиться, что можно спасти. Сегодня путь в монастырь - как вышедший из огня. Молодежь, отвратившаяся от порока и греха мира, это и вдовы, исполнившиеся мудрости скорбей в поиске духовного совершенства. Но, прежде всего, человек идет сюда, когда ищет Бога в душе своей. Он может очень низко пасть, очень грешен и, тем не менее, в душе своей он ищет. Душа живая все равно взыскует Бога. Те, кто потерпел крушение в этом мире, какие – то напасти и почувствовали необходимость спасать душу. Прийти может любой человек, который почувствует в глубине себя это призвание. Есть и те, кого обстоятельства жизни приводят в обитель, те, кто не справляется со своими страстями и понимают, что грозит им. Сейчас прийти в монастырь сложнее, чем в прошлом. Раньше с пеленок человек в Церкви, вырастал под Чашей Христовой, и было желание духовного совершенства – из них светильники Церкви получались, столпы Православия. В наше время к нам приходят избитые, израненные, уничиженные. Час прихода в обитель труден, но на всех насельниках, кто пришел сюда, лежит печать избрания. За подвиг монашеского служения Господь прощает грехи роду до семи колен до рождения и семь после рождения монаха. Это, как награда роду, в котором рождается монах. Монахами не становятся - монахами рождаются.

Из разговора с игуменией Елисаветой:
Идея Третьего Рима заключается в том, что народ и Царь, которому вверена истина, вверено Царство должен удерживать мир от прихода антихриста и ответствен за это перед всем человечеством. Благочестие Царя будет залогом того, что антихрист не явится. Если Царство не устоит - народ в своем благочестии не устоит, значит, на нем будет вина, поэтому Четвертому Риму «не быти».

Историческая справка:
1.«Старец Филофей, монах псковского Елеазаровского монастыря (1510г.) отстаивал идею «Москва - Третий Рим», по которой Москва являлась всемирным политическим и церковным центром после падения Византии. Само падение Рима и Константинополя, Первого и Второго Рима, он связывал с их изменой истинному христианству. Московские государи, согласно этой теории, являются прямыми потомками и продолжателями дела римских императоров. В его посланиях нашла наиболее последовательное отражение идея преемственности ведущей роли Москвы, Российского государства в православном христианском мире, после утраты ее Константинополем.
2. «Канонической основой устроения нового Московского Патриархата является благословение Восточных Патриархов и Собора. Уложенная грамота 1589 года закрепила на историко-каноническом уровне формулу «Третьего Рима», соотнесенную со всем Российским царством, а не только с его столицей. В грамоте, скрепленной подписью и печатью Патриарха Иеремии, слова о «Третьем Риме» изложены от его лица. Но смысл идеи изменен по сравнению с ее первоначальным содержанием, прежде всего, значительно ослаблена ее антигреческая направленность, снят тезис о «падении» второго Рима и его Церкви, сказано лишь, что он «от безбожных турок обладаем». Собор 1589 г. называет себя «Собором великого Российского и Греческого царства». Это вполне понятно из текста грамоты с ее апелляцией к авторитету «всего Собора греческого» и Восточных Патриархов. Грамота как бы предвосхищает дальнейшие события, а именно решения Константинопольских Соборов 1590 и 1593 гг. Грамота 1590 г. определяла Московскому Престолу пятое место в иерархии Патриарших Престолов, а также утвердила право Московского Собора на поставление Патриархов в дальнейшем.