Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Проза ‹  Беседы с духовенством и размышления ‹ Призри на смирение

"Призри на смирение"

Образ Божией Матери "Призри на смирение" – псковский. Он был явлен на озере Каменном в 1420 году и принесен в Псков 16 сентября (празднуется 29 сентября по н.ст.). Вот и всё, что о нем известно. Это псковская святыня. Если вы придете в Троицкий кафедральный собор в псковском Кремле, то увидите список этого Образа справа, возле алтаря.
В Троицком соборе хранятся несколько псковских святых образов Божией Матери: "Псково-Покровская" икона, "Чирская", явленная тоже в 1420 году, и "Псковская" – покровительница супружеских пар.

Несколько лет назад с батюшкой мы направлялись в бежаницкие края, в село Бардово, возле которого и был, по преданию, явлен образ Богородицы "Призри на смирение". Псковская земля меня всегда удивляет разнообразной красотой пейзажей, такого разнообразия я не видела нигде: то тайга, то равнина, то горки, то озера бесчисленные, то речки с заросшими кустарником берегами. Вот и Бежаницкие земли оставляли впечатление «края света»: узкие дороги, зеленые обочины стеной, забытые Богом селения, человека на дороге не попалось. Тишина. Тишина особенная, надмирная, как будто к чему-то приготовленная. В Бардово даже рейсовые автобусы не ходят. Мы зашли в красивый деревянный Тихвинский храм, который виден издалека, стоит на горке.

Нас встретила раба Божия Нина. Вот, что она нам рассказала:
- "Наша семья – коренные питерцы. Господним Промыслом и чудом мы переехали сюда, когда началась перестройка, в 1990 году. В начале перестройки мы с подругой организовали Общественный комитет спасения, и однажды на пороге появляется человек, который сказал: "Спасите меня". Этому человеку нужен был в Бардово главный инженер. Он сам питерец, но строит предприятие для возрождения старинных образцов мебели. Таким человеком оказался мой муж Владимир, кандидат наук, он занимался стандартизацией и прощался со своей наукой, которая тогда уже рушилась. Мы переехали в Бардово невоцерковленными людьми, позже моя дочь принимает решение, что она со своими малышами остается здесь и окончательно теряет связь с Питером. Такая радость нас сопровождает здесь, такая помощь от Господа. Мы начинали жить в хлеву, нам построили в один день это жилье, по одну сторону поставили корову, по другую наша семья, наша дочь с тремя детьми Тимофеем, Василием, Даниилом. Но мы и поныне здесь, в Бардове, испытываем и переживаем счастье.

Однажды дочь мне говорит, что деревенские даже не знают, как организовать приход, надо им помочь. Наш приход в Бардове был зарегистрирован Владыкой Владимиром (Котляровым) последним, перед его назначением в Ростов. Он разложил карту на столе и пошутил: "Кому бы мне на прощание насолить? Насолю игумену Павлу (2008+), дам ему ваш приход в благочиние". Наш благочинный, батюшка Павел, приехал, осмотрелся и сказал, что нужно еще посмотреть, строить ли здесь храм, а вы пока в каком-нибудь доме помолитесь. Мы так и сделали, и он нас благословил письмом: "К дамам и господам, и всем" – собирать деньги народные в Москве.

И мы, бывшие производственники, организаторы, начали ходить с моей подругой по московским организациям просить денег, но никакого толку. Наконец, нас Господь вывел на московских паломников, которые паломничали к зарубежным святыням, а российских не знали. Эта цепочка обеспеченных москвичей начала нам помогать деньги собирать на храм. Мы захватили еще в Москве последнюю конструкторскую организацию, которая могла проектировать деревянные храмы, и один старенький конструктор нам целый месяц проектировал по нашим эскизам, по старой фотографии храм. А кому строить? Попытались деревенскими силами – ничего не получилось. Раскатали старый храм по бревнышкам, коснулись алтаря, все бревна алтаря железные, крепкие, остальные - гниль. И мы решили эти святые алтарные бревна восемнадцатого века оставить в алтаре нового храма.

Узнали уже позже, как назывался старый храм – Живоначальной Троицы, и по воспоминаниям старушек, со всех деревень сходились на Троицу сюда и в советское время, хотя в храме уже устраивали танцы. Но, когда регистрировали вновь построенный храм, мы этого не знали и освятили его в честь иконы Тихвинской, так что древний престол у нас в честь Живоначальной Троицы, а новый, по незнанию, Тихвинской иконы. Но это не зря, потому что в акафисте "Тихвинской" иконе говорится, что она очень помогает в строительстве храма. И он у нас получился удивительно: Бог послал нам строителей из Москвы через настоятельницу Новодевичьего монастыря игумению Серафиму (Чернову-Чичагову), которая дала нам свою бригаду строителей. Четыре православных украинца, русинов, ровно сорок дней строили храм. Деревня сердилась, потому что пока строится храм, будет засуха, но, как только храм построили – полил дождь. Это был 1997 год. Отец Павел назначил моего мужа старостой, хотя тот и говорил, что был коммунистом, только что крестился, «какой из меня староста?»

Мы не ведали, что эти места связаны с псковской чудотворной иконой "Призри на смирение", о которой нам рассказала одна наша деревенская молитвенница. Она мне показала в одной нашей книге о богородичных иконах текст «в 1420 году на Каменном озере на Псковской земле явилась чудотворная икона "Призри на смирение"». Оказывается, рядом с Бардовым есть Каменное озеро, о чем мы не знали. Но я не очень поверила женщине, что это именно то Каменное озеро, где было явление иконы "Призри на смирение". Поехала как-то в Москву по делам, открываю дверь дома моей подруги, а она мне с порога сообщает, что только что приехала из Киева, там икона "Призри на смирение" такие чудеса творит… и рассказала мне ее историю и историю киевского списка псковской чудотворной иконы.

Я стала заниматься исследованием истории иконы, а наш дорогой батюшка Павел дает мне поручение: исследовать вокруг Каменного озера землю. Мы запрягли свою лошадку, сели в телегу и поехали вокруг озера опрашивать народ, кто чего знает. Ничего про икону не знали, много столетий прошло, но память сохранила только пришествие французов в 1812 году, потому что осталось французское кладбище. На нашей карте было обозначено некое село Монастырь. Мы до этого места добрались, там огромный пологий склон к озеру, а на нем три кургана и несколько раскидистых древних дубов, и наше сердце как-то остановилось…

Потом священники, которые приезжали из Киева, Белоруссии отмечали необыкновенную благодать места. Машина туда не доберется, надо доехать до Воротова и идти до деревеньки Поречье два километра, до берега Каменного озера. Весной идти затруднительно, ручей разливается, а лучше приехать 29 сентября в день памяти чудотворной псковской иконы "Призри на смирение". Все, кто знает, стараются туда приехать помолиться именно в этот день, с акафистом. Правда, в нашей области есть еще два Каменных озера, кроме нашего, мы и их обследовали. На Каменном озере возле Опочки явилась икона "Каменноостровская" Божией Матери. Там ее и чтут, а другое Каменное озеро в болоте, ближе к Порхову, и никаких сведений о нем нет, но называется оно Каменное.

Безбожные годы искалечили душу православного христианского народа, поэтому к нам в храм приходят человек двенадцать, часто не из Бардова, а из окрестных деревень. Мы называем наш храм народным, он на народные деньги построен. Настоятеля у нас нет, просили у Владыки, но, как говорит Владыка, "я тебе что, Нина, из кармана батюшку выну". Когда мы построили храм и искали батюшку на приход, поехали к старцу Иоанну (Крестьянкину), а он нам сказал, что не дело мирян беспокоиться о священнике на приходе, а это дело священства. Нет у нас настоятеля пока, надо молиться. Вот такая история».

Для справки текст одного из украинских приходских сайтов:
Божья Матерь на иконе «Призри на смирение» изображена сидящей. На Её голове корона. В правой руке скипетр. Левой Она поддерживает Богомладенца. А Сам Богомладенец не сидит, как очень часто изображается на иконах, а стоит на коленях Матери. При этом правой рукой прикасается к Ее ланите, а левой держит шар - символ власти над миром. Куда девалась икона после 1917 года из Троицкого собора, неизвестно. Лет двести назад был сделан с нее список небольшой - 110 на 70 см, и попал этот список в Киевский Введенский храм. Одна монахиня по имени Феодора стала хранить эту икону у себя, как благословил ее духовный отец Борис Квасницкий, его в 1931 году расстреляли. Когда в Киеве вновь открывается Введенский храм, образ «Призри на смирение» возвращается обратно. Начинается новая жизнь древней иконы. Настоятель Введенского храма игумен Дамиан рассказывает:

-Летом 1993 года на стекле иконы изнутри появилась небольшая муть. Все думали, что-то произошло с самой иконой, решили отдать ее в реставрацию. И вот когда сняли раму со стеклом (их-то зачем нести в реставрацию), то увидели на стекле... отпечаток точно такой же иконы «Призри на смирение».

Заместитель старосты прихода Максим Парамонов:
- Как сейчас помню, было 1 августа 1993 года, воскресенье. Я и два моих товарища, Юрий и Алексей, осторожно вынимали икону из киота, из-под стекла, под которым она находилась. Смотрю: на стекле какой-то отпечаток. Я испугался: вдруг повредили икону. А потом присмотрелся: Матерь Божия чудесным образом отобразилась на стекле... Конечно, чудо. Великая Божья милость к нам, к нашему храму, прихожанам. Мы что, мы обычной христианской жизнью живем, но икону «Призри на смирение» у нас очень любят. Скольким она помогла, скольких исцелила, не знаю, но идут к ней постоянно, припадают с надеждой. Разве можно зафиксировать все чудеса, не каждый станет рассказывать, афишировать. Получив исцеление, многие благодарят Божью Матерь, дарят что-нибудь к иконе или просто с благодарностью молятся. О чуде или исцелении узнают самые близкие. Приходит, например, человек, заказывает благодарственный молебен перед иконой «Призри на смирение». Мы спрашиваем: «По какой причине?» - «Поблагодарить хочу Божью Матерь за милость, которую на оказала».- «А какую милость?» - «Да я об этом говорить не буду...» Не станешь ведь пытать человека: расскажи да расскажи. Стекло, на котором отобразилась Божья Матерь, теперь выносится на поклонение верующим. Одержимые нечистым духом люди с трудом приближаются к этому стеклу. Кажется, внешне люди нормальные, а, подходя к стеклу, они начинают кричать, бросаться в сторону, без помощи постороннего приложиться к стеклу не могут. Так что, та благодатная сила, которой обладают икона и стекло, реальна и действительна.


Надо сказать, что киевские ученые очень заинтересовались чудом. Вот что сказал один из них, заведующий кафедрой Киевского политехнического института, доктор технических наук Антон Сильвестров:
- Подобные события поднимают дух нашего народа, который долгое время был оторван от своих религиозных традиций. Положительные результаты исследований могут способствовать восстановлению этих традиций. Если исследования подтвердят нерукотворность изображения, а значит, подлинность чуда, то люди пойдут сюда большими толпами на поклонение и получат реальную возможность восстановить свои отношения с Богом. Началась кропотливая исследовательская работа по благословению отца Дамиана. Использовалось ультрафиолетовое излучение, брали соскобы красок, сравнивали под микроскопом, анализировали на современных микроспектрометрических приборах. Всякая фальсификация была исключена. И вот икону вернули на прежнее место, установили новое стекло. Верующие вновь выстроились к ней на поклонение, а ученые тем временем занялись подведением итогов исследования. Вывод один: изображение на стекле нерукотворное.