Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Проза ‹  Произведения Игоря Изборцева ‹ Блаженная Анастасия Струлицкая

Блаженная Анастасия Струлицкая


Не стоит село без праведника — так уж повелось на Руси. Так было тысячу, пятьсот, сто лет назад. Ничего не изменилось и в наши дни. И сегодня на молитве даже одного праведника зиждется благополучие всего села, каждого его дома. И единый святой есть явление чрезвычайно драгоценное. Только фактом своего бытия, хотя бы и неизвестного миру, но известного Богу, он низводит на землю великое благословение Божие. Мир зачастую и не ведает этого, живет по своим законам, но горе той веси, тому селу, где иссякает молитва — обезлюдеет, опустеет, разрушится, зарастет сорной травой…
“...Мир стоит молитвою, — напоминает нам преподобный Силуан Афонский, — а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет”. Но, благодарение Богу, звучит еще молитва и поэтому дарит урожай земля, цветут и плодоносят сады, рождаются дети. Звучит еще молитва… И здесь на земле и там в вечности, у Престола Божия. И после смерти святые не забывают о нас, не оставляют без благословения и молитвы...
На погосте, у храма свт. Николая в селе Палкино, покоится праведница земли Псковской Анастасия Михайловна Денисова. Верующие люди называли ее: блаженная Анастасия Струлицкая. Горит на ее могилке неугасимая лампада и также неугасимо звучит у Престола Божия ее молитва за родных и близких, за односельчан, за всю землю Псковскую, но особенно за тех, кто и сегодня прибегает к силе ее молитвы, ищет ее предстательства и ходатайства.
Анастасия Михайловна родилась в 1913 году в д. Струлицы, недалеко от районного центра Палкино Псковской области. В 1936 году она вступила в брак, у нее родились две дочери. Но недолгим было счастье семьи Анастасии. Началась Великая Отечественная война, муж ее ушел на фронт… Война — это было время не только безпримерного подвига тыла во имя победы, не только сигналы воздушной тревоги, бомбежки, пожары, смерти, — это было время великого духовного пробуждения русского народа. Миллионы русских женщин встали на колени у икон и молились за своих детей, мужей, отцов, братьев. Но кровавый молох войны требовал своих жертв, и летели похоронки в дома. Пришла эта скорбная весть и в семью Анастасии. И что-то произошло, что-то изменилось в ее жизни. Анастасия замкнулась, уединилась, и стала предаваться безпрестанной молитве. Как это восприняли окружающие? А как они могли это воспринять это в то время? Путь подвижников — это путь сугубой борьбы, зачастую непонятный для мира, особенно в период гонений на веру и Христа. В 1944 году Анастасия приняла обет молчания и ушла в домашний затвор. О чем она молилась в ту пору? Конечно же, о победе русского оружия, о своих дочерях, которые совсем не понимали мать; она молилась за свих односельчан и за всех православных христиан. Эта молитва, тяжелая и изнурительная, продолжалась двенадцать лет, и лишь в 1956 году, на Пасху Христову, она запела “Христос Воскресе”. Начался новый этап ее подвижнического подвига — подвига служения ближним…
Блаженная Анстасия похоронена в нескольких метрах от южной стены храма, главный престол которого посвящен Святителю Николаю Архиепископу Мир Ликийских Чудотворцу. В 1908 году к храму с северной стороны был пристроен придел во имя преподобного Никандра Псковского Чудотворца. Именно здесь хранится главная святыня — местно-чтимая икона Пресвятой Богородицы Чирская Псковская. Это не список с одноименного ей образа Божией Матери, находящегося в Псковском Свято-Троицком соборе. У этих икон различная иконография и различные судьбы, хотя обе они “явленные”, то есть не имеющие земных авторов, а милостью Божией явившиеся в Чирской волости в разное время, но когда необходимость в Небесном предстательстве Божией Матери чувствовалось особенно остро. “Сия чудотворная Пресвятыя Богородицы икона, — гласит надпись на образе из Свято-Троицкого собора, — перенесена в сей Псковский Кафедральный Собор с подобающим крестным ходом из Псковской же Чирской волости в 1420 году во время трехдневного течения из очей ея слез и свирепствовавшей во граде Пскове и пределах его моровой язвы”. Обретение этой чудотворной иконы подтверждается псковскими летописями. Праздник ее отмечается 29 июля ежегодно. В этот же день празднуется и образ Пресвятыя Богородицы в Никольском храме на Палкинской Горе. Явилась сия святая икона на том же самом месте, где и первая, но двести лет спустя. Услышала Царица Небесная молитвы поселян, снизошла и даровала новый Свой образ для молитвы и утешения в скорбях. Особенную помощь и покровительство, как отмечает настоятель Никольского храма протоиерей Владимир Бабин, получают от иконы молодые люди, готовящиеся к вступлению в брак. На крепкую и долгую семейную жизнь благословляет Пресвятая Богородица брачующихся, коли испрашивают они такого благословения пред сем святым Ее образом.
Отец Владимир, батюшка необыкновенной доброты, исполненный к своей пастве истинной любовию Христовой, настоятельствует в Никольском храме более двадцати пяти лет и все эти годы не забывает молиться за блаженную Анастасию, совершать панихиды на ее могилке. С ее молитвой, ее благословением связано и начало его служения святому Алтарю…
“В свое время мальчишкой 14 лет, — вспоминает отец Владимир, — я впервые увидел эту чудесную подвижницу и молитвенницу. Потом в течение долгих лет мне пришлось общаться с ней, испрашивать у нее молитвенной помощи, поддержки, утешения. Я вспоминаю удивительный момент, когда Господь судил мне намерение поступать в Московскую Духовную Семинарию. Я понимал, какие этому существуют преграды, потому что время-то какое было? Атеистическое, богоборческое, препятствующее всем святым намерениям. И вот я обратился к матушке Анастасии только с одной просьбой. “Матушка, — спросил я, — а стоит противостоять миру?” И она на это ответила удивительными словами: “Стоит, потому что нам надо спасать свою душу”. Такую, спасительную для души силу, она несла сама в себе. Проходит много времени, и мы осознаем, как много было даровано ей Господом! Несмотря на ее затворнический подвиг, она была доступной людям, но люди ее не искали. Им некогда было это делать, они искали своего, земного, и только тот, кто стремился к небесному, высокому, для того не было никаких преград ни в расстояниях, ни во внешних страхах от воинствующих против Бога и Церкви властей. И они приходили к блаженной…”.
Из воспоминаний Александры Петровны Васильевой…
Как-то мы поехали к матушке Анастасии. Было нас несколько человек. От Палкино дорога наша пролегала через лес, а мы шли и пели: “Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение...”. Пели очень громко, так громко, что на звук наших голосов откликались люди, собиравшие грибы и ягоды. Немного не доходя до места, мы опустились на колени и стали молиться Богу, чтобы матушка приняла нас, она ведь была затворницей и принимала не всех... Как только мы вошли к матушке в дом, она и говорит: “Шли жены-Мироносицы, искали Господа, как только вошли в рощу, запели: “Слава в вышних Богу и на земле мир..”, а Ангелы святые подхватывали и доносили до престола Всевышнего...” Все видела матушка. Расстояние для нее не преграда… А Евангелие она знала наизусть и при необходимости легко по памяти читала любое место нам в утешение.
Однажды мой сын договорился со знакомым шофером, что тот отвезет нас к блаженной матушке Анастасии. Сын сказал мне об этом в среду вечером. А у нас на ужин было скоромное. Я говорю сыну: “Как же я поеду, ведь матушка обличит меня?” А сын мне: “Вот и хорошо, не бойся обличения. Это нам полезно”.
Утром, когда мы приехали к матушке, первыми ее словами были: “Кто среду не почтет — тот Господа предает, кто пятницу не почтет — тот Иисуса Христа распнет”. Я упала на колени и заплакала...
Рассказывали, что когда матушка Анастасия получила извещение о гибели мужа, то вышла на середину деревни, на холмик, подняла руки к небу и долго усердно молилась. Испрашивая у Господа милости для живых, чтобы вернулись к женам и детям и мирного упокоения для всех павших в бою. Вокруг горели дома и целые селения, шла война...
После смерти дорогого супруга, матушка взяла на себя подвиг молчания и молитвы. Говорили, что родственники ее были недовольны этим и даже всячески пытались вернуть ее к “нормальной” мирской жизни. Бывало даже обходились с ней жестоко: запирали в жарко натопленной бане; угрожали, что кинут в пруд и т. д.
В 70-х годах меня пригласили читать Псалтирь о рабе Божием Василии, скончавшемся после тяжелой, продолжительной болезни. Он был родственником матушки Анастасии. Когда прошло 40 дней, мы приехали на кладбище, в церкви отслужили по нему панихиду. Потом отправились в его дом, где был приготовлен поминальный стол с кутьей. Когда все собрались, матушка Анастасия, которая тоже пришла со всеми, вдруг говорит: “А вот раб Божий Василий подходит к престолу Всевышнего...”. Она начала усердно молиться, чтобы Господь принял его душу: “Господи, прими раба Твоего Василия в селения святые Свои”.
Это был день сороковин, 12 часов дня...
“Еще до рукоположения, — вспоминает священник Владимир Степанов,(1) — я сильно заболел, был присмерти. Родители мои обратились за молитвенной помощью к блаженной Анастасии. Матушка перекрестилась и сказала: “Не может Святая Троица не прославиться”. Тогда мы ничего не поняли. Вскоре, по ее молитвам, я пошел на поправку и совсем выздоровел. Прошло еще какое-то время и меня рукоположили во диакона. Служил я в Свято-Троицком кафедральном Соборе — т.е. именно там, где и предсказала матушка (не прямо, конечно, но опосредствовано, как зачастую и делают это юродивые и блаженные)…
Однажды мне последовал вызов в компетентные “органы”. В ту пору ничего хорошего от такого приглашения ждать не приходилось. Обезпокоенный, я поехал к матушке Анастасии и рассказал ей о своих опасениях. Она выслушала молча, посмотрела на иконы, несколько раз перекрестилась, но так ничего и не сказала. Однако, уехал я от нее с чувством явного облегчения. На другой день пошел по указанному адресу. Удивительно, но на сердце у меня было легко и спокойно. Очевидно, мне хотели устроить форменный допрос, но получилось так, словно это я их допрашивал: они юлили, бледнели и что-то невразумительно мямлили, как-то разом растеряв все свои профессиональные навыки. Я наблюдал за ними и поражался: какую же силу имеет молитва блаженной Анастасии, если даже эти, облеченные огромной властью, обычно самоуверенные и безжалостные люди, превратились вдруг в сущих детей? Ведь, положись я на свои силы, и пойди на эту встречу без поддержки ее многомощной молитвы — неизвестно, чем бы все обернулось? Но, слава Богу, что заручился я тогда благодатной поддержкой молитвы праведницы. Покинул я тот мрачный кабинет совершенно спокойно, без всякого для себя ущерба. С той поры из “органов” меня больше не безпокоили”.
“Верующие как-то напомнили мне о прозорливой блаженной старице Анастасии, проживавшей в Палкино, — рассказывает игумен Роман (Загребнев), — Посетителей к ней было очень много. Пришло и мне желание ее посетить. Сколько же я удивлялся ее невозмутимости, духовной собранности, силе духа, молитвенности и неоспоримой прозорливости. Не взглянув на меня, она стала молиться обо мне Богу: “Господи, помяни священство его…”, потом пропела тропарь Рождества Христова и др., а также много пропела из Божественной литургии. Утешившись посещением дорогой матушки, я довольный возвратился домой”.(2)
А вот воспоминания паломниц из Ленинграда, которым их духовный наставник, старчик Михаил,(3) благословил съездить к Анастасиюшке.
“Не догадываясь о сути предсказанного, мы поехали по назначению.
Автобус следовал на Палкино. Мы доехали до поворота и остальной путь проделали пешком, наслаждаясь красотой и живописной природой. Наконец, подошли к ее дому. Как только вошли к ней, она ласково подозвала нас к себе, и мне (рабе Божией Нине), подошедшей первой поприветствовать и взять благословение, правой рукой провела по лицу и сказала:
— Ты же врач, так помоги же мне, чай Господь через твои руки и даст мне облегчение. Ну-ка, с Богом, начинай!
— Помогу, матушка, помогу, — с радостью вскричала я.
Со мной как обычно было все для оказания скорой помощи, в том числе и от водянки. До сих пор ее лечили преимущественно одними таблетками. Я же была принципиальная противница всех таблеток, потому как уверена, что существуют методы лечения более эффективные и безвредные. К лечению водянки это тоже относилось. Хотя мы встретили недоброжелательство от местных врачей, все же сделали по-своему, и матушка сразу получила облегчение. А вскоре приехал и наш старчик Михаил и стал часто-часто повторять такие слова:
— Новое небо и новая земля, новое небо и новая земля!
Лишь позднее мы поняли, что эти слова блаженного Михаила полны пророческого духа и сказаны в адрес матушки Анастасии, ибо хотя ей и полегчало, но спустя две недели она перешла в вечность.
Вспоминаются слова, сказанные блаженной Анастасией одной из наших паломниц, Валентине Максимовне. Указуя на ее уши, старица укоризненно покачала головой:
— У тебя ведь в ушах-то змеи. Не носи серьги — это грех…”. (4)
Блаженная Анастасия отошла ко Господу на 74-м году жизни в 1987 году, в июне месяце.
“Вспоминая удивительный момент прощания, — рассказывает протоиерей Владимир Бабин, — а это как раз было в Троицкую Родительскую субботу 1987 года, я как сейчас вижу громадное стечение народа в нашем храме. Множество людей собралось у гроба матушки Анастасии, чтобы вознести о ее упокоении свои молитвы и еще раз засвидетельствовать великую силу ее благословенных подвигов и трудов …
Матушка Анастасия взяла на себя подвиг, который отражает подвиг всей Православной веры, доказывая, что вера Православная — живая, действующая, обладающая великим даром вспомоществования тем, кто с ней соприкасается, кто ее бережет. Нашему псковскому краю Господь даровал много молитвенных людей, и матушка Анастасия, не смотря на суровые годы, открыто несла этот духовный подвиг Православия. И нам, священнослужителям, — а ее посещало, иногда и сокрыто, много священников и монашествующих, — Господь вещал через нее Свою волю”.
Святые живут любовью Христовою, которая есть Божественная сила, созидающая и содержащая мир, и поэтому так велико значение их молитв. Ради неведомых миру святых изменяется течение исторических и даже космических событий, и потому каждый святой есть явление космического характера, значение которого выходит за пределы земной истории в мир вечности. Святые — соль земли; они — смысл ее бытия; они тот плод, ради которого она хранится. Когда земля перестанет рождать святых, тогда отнимется от нее сила, удерживающая мир от катастрофы.

Примечания:

1 Священник Владимир Степанов служил на различных приходах Псковской и Новгородской епархий. В настоящее время вышел по болезни за штат и живет в селе Бронница, Новгородской области в доме своего отца протоиерея Евгения Степанова. Именно в этом доме долгое время проживали блаженные Игнаша, Ванечка, Петя Морховский.
2 Игумен Роман (Загребнев) “Милость Божия над Псковской землей”
(О блаженном старце Михаиле и о многих), Псков, 2002 г., стр. 37.
3 См. о нем соответствующую главу настоящей книги.
4 Игумен Роман (Загребнев) “Милость Божия над Псковской землей”
(О блаженном старце Михаиле и о многих), Псков, 2002 г., стр. 98-99.