Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Проза ‹  Произведения Игоря Изборцева ‹ Блаженная монахиня Екатерина

Блаженная монахиня Екатерина


Евфросиния Булынина родилась в поселке Славковичи Псковской области в состоятельной семье. С младых лет она отличалась скромностью и молчаливостью. По рассказам знавших ее, она обладала удивительной добротой и милосердием; все деньги, которые получала от родителей, сразу отдавала в какую-нибудь монастырскую обитель. В 20-летнем возрасте она по зову сердца ушла в монастырь Евфросинии Полоцкой. Там она была пострижена в монашество с именем Екатерина. В обители она проходила разные послушания, но так как в миру получила хорошее образование, то особенно часто ей приходилось помогать казначеи. Ей посчастливилось ухаживать за монахиней Евлампией, человеком высокой духовной жизни и усиленного монашеского подвига и многому у нее научиться. Матушка Евлампия предсказала своей келейнице грядущие на Россию бедствия: свержение самодержавия, братоубийственную войну, гонения на верующих. Однажды, сидя за столом и обсуждая неспокойные события предреволюционного времени, монахиня Евлампия, взяв образ святителя Николая, поставила его на пол и перевернула лицом вниз, предсказав таким образом скорбный путь и самого последнего Русского царя (который носил такое же имя, как и свт. Николай), и всей царственной семьи. Вскоре после этого произошла революция, отречение от власти Государя и расстрел Царской Семьи.
После закрытия монастыря, монахиня Екатерина приехала к родителям в поселок Славковичи. Но и там уже вовсю раскручивался безжалостный молох революции. Семью ее раскулачили и выслали. Они же с сестрой переехали в Псков. На улице Первомайской купили домик и жили в нем, сохраняя свое монашество в тайне, пока он не сгорел.
Во время войны 1941 — 1945 гг. была эвакуирована в Старый Изборск, вместе с блаженным Василием Графовым. После окончания оккупации (1944 г.) началось и ее служение “утешительницы” псковского народа, со всех концов области тянувшегося к ней за советом, духовным руководством и молитвенной помощью. Господь наградил ее даром прозорливости и она, используя эту способность видеть самое сокровенное, многих людей уберегла от греховных падений и обратила на путь покаяния.
“Жила она тогда, — вспоминала Александра Петровна Васильева, — в Завеличенском переулке, дом номер четыре, у чужих людей с сестрицей болящей. Была Екатеринушка великая прозорливица, многое и многим на пользу души предсказывала наперед. Был со мной такой случай. В 1948 году. Шла я как-то за молоком, а навстречу Екатерина. Поздоровались, а она и говорит: “Будут на смерть убивать, надо простить и помочь человеку”. Ничего больше не объяснила, только это сказала. А на другой день муж мой с работы пришел пьяный. Он на войне ранение сильное имел и контузию, так что часто впадал в раздражение и даже в буйство. Пришел, а я ему говорю, мол, опять напился, опять с работы погонят. Он сразу как-то вошел в раж, схватил тяжелый железный совок и ударил меня по голове. Что дальше было, не помню — очнулась уже в больнице. Врач сказал, что миллиметр меня спас, дескать, на миллиметр дальше бы ударил муж, не выжила бы я. Супруг, как везли меня в больницу, все сзади бежал, кричал, что не хотел, что случайно, но ко мне его не допустили. Я все сомневалась: заявлять ли мне на мужа в суд или нет, но врачи уговорили меня, что надо; иначе, дескать, не сейчас, так потом все равно убьет. Рана у меня была тяжелая, но заживало все очень быстро. Как только случилось со мной, так в Собор Троицкий подали за меня поминание. Служил там отец Иоанн (Крестьянкин), теперешний известнейший Псково-Печерский архимандрит, так он попросил всех верующих встать на колени и помолиться о моем выздоровлении. После того и полегчало мне. Так что не миллиметр какой-то там меня спас, а Господь милосердный по молитвам церкви, но где врачам это понять? И еще, как потом я узнала, в тот момент, когда со мной все случилось, матушка Екатерина горячо молилась у себя дома — вот от того и миллиметр, от того и не убилась до смерти.
А мужа моего не посадили. Я как выпросилась домой, собралась идти в суд — настропалили меня таки врачи. Собралась и иду, как раз мимо дома матушки Екатерины. Она же у калиточки стоит, будто меня и поджидает. Как меня увидела, машет мне рукой, мол, заходи. Вошли мы в дом, она подводит меня к столу, а там Евангелие раскрытое лежит. Она и говорит: “Читай!” Я читаю: “Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить”.(1) “Иди домой, уточка”, — говорит мне матушка Екатерина и показывает рукой в окно: “Видишь, все уточки домой идут? Вот и ты иди. И не ходи никуда сегодня”. А когда провожала меня, сказала: “Ты Степана Никитина прости” и опять: “Ты Степана Никитина прости”. Я сразу не поняла: Степан Никитин — это наш сосед, тезка моего мужа, дебошир и драксун, от него домашние что ни день плачут. Но как на улице оказалась, дошло до меня: это моего мужа матушка имела ввиду, она ведь прямо никогда не говорила, всегда вот так, скрыто, как и все блаженные. А ведь заранее мне все предсказала! Вот так матушка!”
Александра Петровна Васильева рассказывала также, что однажды, много лет назад, когда семейная жизнь вдруг стала для нее невыносимой мукой, она спросила у матушки Екатерины, как быть? Та указала рукой на стену, и это значило: будь твердой и терпеливой, как эта стена. “Любите прискорбности, любите притрудности, — неоднократно говаривала матушка, — без них невозможно спасение” (2).
А вот еще одна, рассказанная Александрой Петровной, история о духовной дружбе, начало которой положила блаженная Екатерина:
“С рабой Божией Дарьей меня познакомила моя крестная, у которой она иногда ночевала. Было у Дарьи четверо сыновей и все неверующие. Тяжело ей, боголюбивой старушке, приходилось с сыновьями. Иногда вынуждена она была проситься у людей на ночлег. Сама Дарья стремилась каждый день побывать на службе в храме, любила блаженных посещать. Однажды купили мы с ней конфет, и пошли к блаженной монахине Екатерине. Та взяла наши кулечки в разные руки и трижды соединила.
С тех самых пор появилась у нас сильная привязанность друг к другу, как бы духовное родство. Я была много моложе Дарьи, а она — простая скромная старушка. Муж мой восстал против нашей дружбы. Как завидит под калиткой Дарьины башмачки, так и не откроет. Едет она, бывало, на автобусе, завидит издали белые трубы дома моего, поплачет, а зайти побоится. А я так скучала без Дарьи, что вечером, переделав все дела, в одиннадцатом часу еду к ней домой за вокзал. Войду, справлюсь о здоровье и домой бежать.
Вот так мы любили друг дружку. И умерла Дарья в моем присутствии в двенадцать часов ночи. Царствия ей Небесного!”
“Мы не знаем, насколько продолжительным было знакомство монахини Екатерины с другим Псковским блаженным — Василием Графовым, — рассказывает священник Роман Гуцу (3), — но, как известно, в 1943 году он уже скончался в Ивановской области, следовательно, их общение не могло продолжаться более двух-трех лет. Но интересен и показателен факт преемства в служении на пользу верующего народа, который ясно прослеживается на примере Псковских праведников. Вот их генеалогия: блаженный монах Корнилий — блаженный Василий Графов — блаженная монахиня Екатерина — блаженная Анастасия... Да, богата Псковская земля праведниками, и в истории русской святости занимает она, без сомнения, особое место.
Более 15 лет прожила с монахиней Екатериной ухаживавшая за ней и помогавшая в домашних делах раба Божия Евдокия Егорова. Евдокии было сделано предложение выйти замуж и она, находясь в сильном раздумье и не зная, что делать, пришла к блаженной старице и спросила совета. Та ей сказала: “замуж выйти, конечно, не грех, а есть ли у тебя желание?” Когда Евдокия сказала, что особого стремления нет, то Екатерина, попросив воды, умыла руки и накинув полотенце, о которое вытиралась, на плечо своей “келейницы”, сказала: “Вот и все отошло”. С тех пор у Евдокии не было больше мыслей о замужестве, так и осталась она девицей.
Монахиня Екатерина очень одобряла служение панихид по Псковским блаженным — традицию, продолжавшуюся в Пскове до наших дней.
Однажды к блаженной Екатерине пришел молодой человек после заключения и, упав на колени перед ней, просил молитв о себе. Она говорит: “Батюшка ко мне пришел”.
И действительно, через некоторое время Михаил Елагин был рукоположен в сан священника, долгое время был секретарем епархиального управления в г. Новгороде и часто приезжал во Псков. В настоящее время находится за штатом по возрасту и состоянию здоровья (4)”.
Очень знаменательно (как показатель ее духовной культуры) то, что блаженная Екатерина писала духовные стихи, которые были неотъемлемой частью ее духовных наставлений. Одно из них, которое мне удалось услышать, я привожу ниже:

Где звон Священный, звон отрадный?
Не льются звуки к небесам,
Не слышно славы благодатной,
Струятся слезы по щекам.
О пробудись, мир Православный,
От всегубительного сна!
Тебя сковали цепью вражьей,
Святая Русская Земля!
Но мир лежит оцепенелый,
В неволе связан гробовой.
Сердца у всех охолодели,
И замкнуты уста рукой.
Пришли гонители Христовы
С тяжелым молотом в руках.
Разбить святилища готовы
С богохуленьем на устах.
Священный колокол пал жертвой -
Поступок сбылся роковой:
Пришли сыны в забвенье смертном
На дом отеческий с войной.
Невосполнима боль утраты...
Позор звенел над головой:
Рубили с жадностью канаты,
Чтоб сбросить колокол святой.
С дрожаньем сотрясалось било,
Точно просило пощадить.
Душа в смятении застыла...
О горе! Это не забыть!
Священный колокол разбился
И землю стоном всколыхнул.
Тот стон молитвой возносился
Ко Всемогущему Творцу.
Молитесь пламенно, святые, -
Подходит нашим дням конец, -
Чтоб не оставил Бог Россию,
Призрел, как любящий Отец...
Хоть не звучит звон колокольный
В небесных сводах голубых,
Лукавый бродит неспокойный,
И аки лев на нас рычит.
Он ухищряет свою злобу
На церкви Божьи и кресты.
Ему стараются в угоду
Отдать все праздничные дни.
Трепещут Ангелы Святые,
Зряще на гибельный конец.
Когда наступят дни иные,
Что скажет в гневе наш Творец?
За нас Спаситель распинался,
Рыдал о том Небесный Лик.
Чтоб мир в грехе не оставался,
Святую Церковь Он воздвиг.
Зачем легко так предаете
Труды Небесного Творца!
Без страха к гибели идете -
В геенне мукам нет конца.
Прошу Вас, братия, сестрицы:
Храните веру до конца!
Не уклоняйте Ваши лица
От Всемогущего Творца!
Молитесь горькими слезами,
Когда беда и скорбь гнетет.
Он уврачует ваши раны
И утешение пошлет. (5)

Блаженная Екатерина отошла ко Господу в конце 50-х годов. Похоронена на Дмитриевском кладбище г. Пскова, рядом с храмом. Могила ее служит до сих пор местом паломничества для верующих людей.

Примечания:

1 Мф. 7, 1-2.
2 Такими же словами часто наставлял своих духовных чад и псково-печерский старец иеросхимонах Симеон (Желнин). См. о нем в соответствующей главе настоящей книги.
3 Православный календарь 1995 года, издание Псковской епархии, 1994 г., стр. 34.
4 Протоиерей Михаил Елагин скончался в конце 90-х годов.
5 Записано со слов Васильевой А.П.