Храм святителя Василия Великого

На главную ‹  Проза ‹  Произведения Игоря Изборцева ‹ Он «создал» Россию

Он «создал» Россию

(Выступление на открытии 41-го Всероссийского Пушкинского
праздника поэзии)


Миновало пять месяцев нынешнего 2007 года, объявленного Годом русского языка. И сегодня, когда во всех городах и весях России открывается Пушкинский праздник поэзии, начинается символическое сретение нашего Великого поэта и родной для него стихии – Великого русского языка. Именно художественный гений Пушкина возвел наш родной язык к гармонии небесных сфер, исполнил его боговдохновенной силой равноапостольных Кирилла и Мефодия, оживил непосредственностью, простотой и точностью разговорной народной речи.
А.С.Пушкину принадлежат известные слова: «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство пред всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива…»
Воистину, счастлива судьба нашего языка, ибо на нем говорили и писали Ломоносов и Сумароков, Державин и Жуковский; творил гениальный национальный поэтАлександр Сергеевич Пушкин, по праву заслужив высокую честь именоваться основоположником современного русского литературного языка
По мнению протопресвитера Александра Шмемана, творчество Пушкина является, вне всякого сомнения, первым целостным «воплощением» России не частичным, а именно целостным. Он первый словно увидел ее всю, тогда как до него и после него ее видели, любили, утверждали и отрицали «по частям», следуя различным идеологиям и увлечениям. И Пушкин не только увидел и почувствовал всю Россию; он увидел и указал в этом «всём» и соотношение отдельных частей, и их внутреннюю иерархию.
Пушкин - это наше «всё», потому что в известном смысле он «создал» Россию, которая, конечно, существовала и до него, но которую он воплотил в своем творчестве и тем самым как бы оформил и нам явил…
Поэтому и доселе культура русская, сколько бы не было в ней гениальных творцов и пророков, измеряется в глубине составов своих Пушкиным, им одним. Увы, чем далее уходит отечественная культура от пушкинского времени, тем менее, следует пути Великого поэта, закружившись и запутавшись в поисках новых смыслов, идеалов и ниспровержений. И в этом ее, культуры, величайшая трагедия. В контексте такового развития «счастливая судьба» русского языка, о которой говорил Пушкин, может навсегда остаться в прошлом.
Остается надеяться на то, что звучащие с высоких трибун слова о том, «что русский язык, русская литература являются государственно-образующим фактором нашей жизни, что продвижение к русскому и зарубежному читателю лучших произведений отечественной литературы… отвечает нашим прямым государственным интересам» не останутся пустой риторикой, но подкрепятся конкретными, реальными делами.

Июнь 2007 г.